«Возможно, наличие единственной женщины в лагере делает ее более интересной фигурой, чем очертания зиккуратов». Г. Гордон в письме Л. Вулли о Кэтрин Менке, 8 июля 1926 г.
Жизнь на раскопках всегда интересна, но особенно она привлекает внимание, когда речь идет о жизни женщины на раскопках в 1920-х годах. Многие женщины отправились на Восток, чтобы избежать весьма бесправной участи, которую даровало им европейское общество. Такими женщинами были: Гертруда Белл (1868-1926), которая помогала в написании закона 1924 года об иракских древностях, Джейн Дьёлафуа (1851-1916), проводившая раскопки в Сузах в Иране, или Изабель Эберхардт (1877-1904), которая путешествовала по всей Северной Африке, обратилась к Востоку и жизни, полной приключений. Кэтрин Менке Килинг Вулли (1888-1945) ничем не отличалась. Выросла в Германии, училась в Оксфорде, стала медсестрой во время Первой мировой войны, где она встретила своего первого мужа, полковника Бертрама Килинга. Он работал топографом в Египте, и они переехали в Каир. Вскоре после их свадьбы он покончил с собой на плато Гиза якобы в невменяемом состоянии (лекция Г. Маккол, 2012). Было выдвинуто несколько гипотез о причинах этого помешательства; одна состояла в том, что Кэтрин имела синдром нечувствительности к андрогенам и не могла иметь детей.

В 1920 году Кэтрин возобновила работу в качестве медсестры и через три года отправилась в Багдад. Помимо этого она посетила Ур и впечатлила всю команду навыками иллюстрации. «Определенная работа, на которую миссис Килинг вызывалась в прошлом сезоне, заключалась в создании рисунков для каталога и репродукций. Само по себе это недостаточно серьезная вещь, не оправдывающая наем специального оплачиваемого ассистента, но Макс Маллоуэн написал в каталоге, что совершенно не умеет рисовать» (Л. Вулли Гордану, 8 августа 1926). Леонард Вулли потом попросил Кэтрин вернуться в следующем сезоне, где ее обязанности должны были заключаться в помощи при создании каталога артефактов, проведении уборки и «осуществлении контроля над посетителями и деятельности в качестве гида». Наличие незамужней женщины в этом месте нервировало некоторых спонсоров, и Вулли было предложено рассмотреть эту проблему «с целью устранения риска» и не просить Кэтрин работать в предстоящем сезоне. В 1927 году Кэтрин и Леонард поженились, заявив следующее: «Можно подвести итог, сказав, что в прошлый понедельник я женился на миссис Килинг! Вы, зная ее, по достоинству оцените, как повезло мне, и можете поздравить с успешным завершением очень долгих усилий». (Вулли Легрэну, 16 апреля 1927 года).

Но каковы были мысли Кэтрин о жизни на Ближнем Востоке и работе на раскопках? Мы никогда не узнаем этого, так как все ее личные документы сгорели после смерти. Однако она оставила один роман «Приключение зовет», опубликованный в 1929. История разворачивается в Ираке в 1920 году, когда Британия должна была получить мандат на управление этими территориями. Она вращается вокруг семьи Гиллеспи, состоящей из старшего брата Алистера, который является командующим британских сил, дислоцированных в Мосуле, и пары близнецов. Один из них Сэнди, работающий на Вооруженные британские силы, он берет на себя миссию по раскрытию арабского заговора против англичан. Его сестра — Колин едет в Ирак, чтобы занять место своего брата, пока тот собирает информацию о восстании. Центр восстания перемещается из Тель-Афара на север, объединяя близнецов вместе. С помощью Колин им удается остановить восстание, а ее подставная личность раскрывается. Описание Ирака, болотных арабов, родоплеменного строя и иракской жизни основано на личном опыте самой Кэтрин. Сексизм, который проявляется в персонажах мужского пола этой книги, наверное, тоже из реальной жизни. В начале книги Стэнхоуп при встрече с Колин в роли девушки описывается как испытавший «преувеличенный ужас» при виде женщины путешественницы. Он говорит, что Ирак – страна не для женщин, а также спрашивает ее: «Вы серьезно думаете, что сможете прийти и остаться, если я пообещаю прибрать мой дом?». После того как Колин в роли Сэнди помогает остановить восстание, Стэнхоуп раскрывает свои чувства к ней и просит ее руки. В этом мире, где мужчины доминируют, есть и другие важные моменты.

Старший брат Колин заявляет: «Будучи девушкой, не останавливайся делать что-то важное. Ты не можешь пойти в школу с Сэнди, не можешь стать солдатом или моряком, но нет ничего в мире, что могло бы остановить тебя быть полезной на Востоке как любого из Гиллеспи». Когда Колин и Сэнди были детьми, они спросили Алистера, почему Колин не вырастет как мальчик, Алистер ответил: «Как мы трое будем управлять собой? Нам нужно, чтобы ты держала нас в порядке, чтобы у нас был дом, где бы мы ни находились». Это очень похоже на цитату одного из писем Вулли, где он говорит, что присутствие Кэтрин оказывает хорошее, нравственное влияние на товарищей в лагере и держит их в норме. Хотя европейские женщины имели на Востоке больше свободы, в компании европейских мужчин они играли традиционные роли.
«Миссис Килинг было сначала очень больно думать, что ее имя могло быть оговорено так: возможно, что все еще есть цена, которую женщинам приходится платить за сотрудничество в научной работе. Конечно, это неправильно». (Вулли Гордону, 8 августа 1926 г).

Леонард всегда был благодарен Кэтрин за помощь. После того как они поженились, она стала его правой рукой, помогая в раскопках, записях и публикациях. Агата Кристи пишет в своей автобиографии: «Кэтрин Вулли, которая должна была стать одним из моих хороших друзей на долгие годы, была человеком необыкновенного характера. Люди всегда делились на тех, кто мог невзлюбить ее с яростной и мстительной ненавистью, и на тех, кого она очаровывала, возможно, потому что она легко переключалась с одного настроения на другое, и вы не знали, где вы были с ней. Люди говорили, что она была невыносима, и что они больше не будут иметь с ней дела, и было сложно терпеть, как она относилась к тебе; но потом они снова были в восторге от нее. В одном я соглашусь совершенно, и если бы нужно было выбрать одну женщину себе в компаньоны на необитаемый остров или какое-нибудь другое подобное место, то она могла бы развлечь вас как никто другой. Вещи, о которых она говорила, не были банальными. Она стимулировала свой ум, думая, какой путь ей выбрать, не напрашиваясь к вам. Она способна на хамство, на невероятное хамство, когда она этого хотела, но если ей нужно было очаровать вас, у нее и это постоянно бы получалось». Говорят, что характер одного из персонажей книги Агаты Кристи «Убийство в Месопотамии» основан на личности Кэтрин.
By: Kyra Kaercher