В древнем наскальном искусстве сюжет композиций с участием лодок, животных и антропоморфных фигур довольно распространён в петрографах сибирских писаниц и других местах мира. В образе таких «лодок» может быть отражён мифологический сюжет путешествия душ умерших в «страну мёртвых» на лодке.

Вообще, выдолбленная из цельного ствола лодка в древности была важнейшим транспортным средством. Грузы обычно переправляли на плотах, а лодки использовали в охоте и рыболовстве. Однако какие лодки изображали древние художники: мифологические или реальные?

Шалаболино, Средний Енисей
Шалаболино, Средний Енисей

В петроглифах лодки обычно показаны условно, в виде горизонтальной дуги, а гребцы изображены простыми вертикальными штрихами или кривыми контурами. Сами лодки в наскальном искусстве встречаются с пассажирами и без. Наскальные изображения пустых лодок без пассажиров А. В. Окороков объясняет следующим образом:

Объяснить смысл «пустых» лодок можно попытаться с помощью этнографических материалов, в первую очередь, традиционных методов промыслов. Так, во многих районах беломорского побережья и Сибири во время охоты на водоплавающую птицу охотники, чтобы не быть замеченными и не спугнуть раньше времени птиц, прятались, ложась на лодки. Возможно, именно такую сцену запечатлел древний художник. Причем во многих случаях в сюжетах с «пустыми» лодками изображены и птицы. А. В. Окороков

На лодках или рядом с ними иногда изображался солярный знак-символ. Мифологичность лодок также подтверждается гиперболическими размерами — на петроглифах Онежского озера встречаются образцы с 18-21 гребцами, а размеры такой лодки должны превышать 10 метров. Ладья на 20 мест из Дании, датированная 4-3 веками до нашей эры, была длиной 15,3 метров. Она весила около 700 кг. Если увеличить в полтора раза число гребцов, то такая лодка весила бы около тонны, что мало применимо к древности.

Лодка и река фигурируют в мифологических сюжетах многих народов мира: шумерский Ур-шанаби, греческий Харон, индийская Сатья-вати, алтайский владыка подземного мира Эрлик и т. д. Так, учёные полагают, что изображения лодок на берегах сибирских рек, в Скандинавии и Карелии связаны с древними представлениями о плавании душ умерших в страну смерти.

Шереметьевское, Уссури
Шереметьевское, Уссури

Лодки также участвуют в погребальных обрядах многих этносов. У древних египтян и некоторых других народов известны случаи погребения в землю тел в лодках. В других культурах умерших отправляли в лодке по реке или сжигали в лодке.

На некоторых плоскостях рядом с лодками показаны изображения лиц, то есть личины, копытные животные и антропоморфные фигуры. Все эти образы можно интерпретировать как «проводников» в страну мёртвых.

Появление в наскальном искусстве Северной Азии изображений в виде личин связано с развитием в эпоху голоцена рыболовства и, соответственно, распространением культов водоемов различного порядка (река, озеро, море), сакрализацией рядя представителей аквафауны (налим, щука, нерпа и др.)А. Л. Заика

Таким образом, изображения лодок в древнем наскальном творчестве отражают представления неолитического населения о жизни и смерти, о подземном мире предков и о роли воды и лодок в их мифологической картине мира.

Литература

  1. Заика, А. Л. Лодки в страну предков [Текст] / А. Л. Заика // История и культура Приенисейской Сибири. — Красноярск, 2003. — С. 21-25.
  2. Дэвлет, Е. Г. Мифы в камне [Текст] / Е. Г. Дэвлет, М. А. Дэвлет. — Москва: Алетейя, 2005. — 472 с.