Согласно новому исследованию, ритуал человеческих жертвоприношений играл важную роль в обществе, помогая верхам социальной иерархии сохранить власть над теми, кто находился внизу.

Религия традиционно рассматривается в качестве основной движущей силы сохранения нравственности и взаимодействия между людьми, но наше исследование показало, что религиозные обряды также играли зловещую роль в развитии современного общества.ведущий автор исследования Джозеф Уоттс

Исследователи из Школы психологии Оклендского университета, Института изучения истории человека им. Макса Планка в Германии и университета Виктории хотели проверить связь между социальным расслоением и человеческими жертвоприношениями.

Команда исследователей использовала вычислительные методы, заимствованные из эволюционной биологии, для того, чтобы проанализировать исторические данные о 93 австронезийских культурах. Практика человеческих жертвоприношений была широко распространена по всей Австронезии: 40 из 93 культур, включенных в исследование, практиковали в той или иной форме ритуальное убийство человека.

Ранние австронезийские люди, как полагают, появились на Тайване, затем двинулись на юг и в итоге обосновались практически на половине земного шара. Они распространились на западе до Мадагаскара, на востоке до Рапа-Нуи (Остров Пасхи) и на юге до островов Тихого океана и Новой Зеландии.

Методы ритуальных человеческих жертвоприношений этих культур включали сжигание, подвешивание, удушение, избиение дубинкой, захоронение, распиливание на куски, раздавливание недавно построенным каноэ или скидывание с крыши дома, а также обезглавливание. Жертвами, как правило, были представители низшего социального статуса, например, рабы. В свою очередь зачинщики принадлежали к высшим слоям и являлись жрецами или вождями.

Исследователи разделили 93 культуры на 3 группы в соответствии с уровнем стратификации в них. Оказалось, что в группе с высоким уровнем социального расслоения человеческие жертвоприношения практиковались больше всего (67%, или 18 из 27). В культурах с умеренной стратификацией процент был ниже (37%, или 17 из 46), и в наиболее эгалитарных обществах человеческие жертвоприношения имели место меньше всего (25%, или 5 из 20).

Используя человеческие жертвоприношения, чтобы наказать нарушителей табу, деморализовать низшие слои общества и посеять среди них страх, имущие власть могли сохранить и укрепить общественный порядок.ведущий автор исследования Джозеф Уоттс

Профессор Рассел Грей, соавтор исследования, отмечает, что «человеческая жертва является эффективным средством социального контроля, поскольку это показывает сверхъестественное обоснование наказания. Имущие власть, например, жрецы или вожди, как считалось, произошли от богов, и ритуальные человеческие жертвоприношения были конечной демонстрацией их власти.

Уникальной особенностью исследования было то, что использование вычислительных  методов позволило реконструировать последовательность изменений человеческих жертвоприношений и социального статуса на протяжении всей истории Тихого океана. Это позволило команде проверить, были жертвоприношения до или после изменений в социальном положении.

Мы обнаружили, что жертвоприношения были движущей силой, заставляющей общество склоняться к принятию высокого социального статуса и оставляющей меньше шансов вернуться к эгалитарной социальной структуре.соавтор, доцент Квентин Аткинсон

Joseph WattsOliver SheehanQuentin D. AtkinsonJoseph Bulbulia & Russell D. Gray