Как и зачем человек начал творить? В статье кратко и доступно освещаются основные гипотезы и концепции происхождения первобытного искусства, а также их основные плюсы и минусы. Примерное время чтения: 7 минут.


Как только были открыты первые места палеолитического искусства, появилось множество гипотез его происхождения. Пока что учёные не пришли к единому мнению и гипотезе, однако в каждой есть рациональное зерно. Одним из критериев анализа гипотез будет проблема существенного отличия искусства палеолита от мезолита и неолита, а именно потрясающий натурализм палеолитического искусства.

Лошади из пещеры Ляско, Франция
Лошади из пещеры Ляско, Франция

«Искусство для искусства» или «Игровая»
Это самая старая гипотеза, согласно которой древние люди рисовали ради удовольствия, а изображения особого смысла не имели. С игровым процессом связывается не только искусство, но и вся первобытная культура в целом. В конце XIX и начале XX века гипотеза пользовалась популярностью, однако затем она утратила популярность в науке.

Имеются противоречия с некоторыми фактами. Например, многие изображения находятся в труднодоступных для человека местах, что плохо согласуется с удовольствием от созерцания искусства. Также данная гипотеза изображает древнего человека сугубо неким «эстетом».

+ Дала импульс для обсуждения и исследования проблемы происхождения искусства. К тому же нельзя отрицать, что какие-то произведения могли создаваться исключительно в целях украшения.

«Магическая» и «мифологическая»
Согласно «Магической» гипотезе, палеолитическое искусство создавалось для магических обрядов, чаще всего связанных с «охотничьей магией». «Мифологическую» гипотезу можно назвать продолжением «магической». Новизна второй гипотезы заключается в другом подходе. Пещерную живопись стали рассматривать не раздельно, а как систему, где изображения и их местонахождение являются символами, смысл которых открывает мифологические представления древнего человека.

Данная гипотеза никак не объясняет происхождение искусства, однако даёт интерпретацию содержания некоторых образцов. К тому же сторонники этих гипотез исходили из того, что древние рисунки в пещерах оставил уже готовый человек, с речью, мифами, религией и ритуалами.

+ Нет серьезных оснований исключать роль палеолитических произведений искусства в развитии многих форм культуры и религии, в том числе и магии.

Олени из пещеры Фон де Гом
Олени из пещеры Фон де Гом

«Компенсаторная» гипотеза
Своеобразная гипотеза, которая утверждает, что специфическое содержание древнейших изображений: женских фигурок, гравировок символов вульвы, силуэтов животных, — рассматривается как палеолитическая порнография.

Не все палеолитические изображения содержат порнографические элементы.

+ Однако, гипотеза отлично подходит для объяснения гиперболизированных размеров женских половых органов древних статуэток, так называемых «палеолитических Венер».

Палеолитическая Венера с рогом из пещеры Лоссель
Палеолитическая Венера с рогом из пещеры Лоссель

«Демонстрация трофеев»
Ещё одна экзотичная гипотеза, согласно которой первобытное искусство является средством демонстрации мужчинами своих охотничьих и сексуальных успехов, которое помогало им в естественном отборе и показывало их пригодность в качестве партнеров по спариванию. Так как кости в пещерах могли украсть или съесть, мужчины стали изображать свои трофеи на стенах пещер.

 Обязательным пунктом данной гипотезы является происхождение Homo sapiens sapiens от Homo sapiens neandenhalensis, что к действительности не имеет никакого отношения.

+ Данная гипотеза затрагивает идею о связи палеолитических изображений с социальным поведением древнего человека, что является рациональным зерном этого предположения.

«Демографическая» или «экологическая»
 Гипотеза не предполагает факт возникновения искусства, однако его широкое распространение и расцвет рассматриваются как конечный результат сложных демографических и экологических процессов. Наступление ледника и ухудшение климата привели к росту плотности населения в благоприятных для жизни местах. Искусство в данном ключе используется для нужд социальной идентификации и консолидации, обозначения территориальных границ, выражения прав пользования.

Авторы данную гипотезу подтверждают примерами искусства Тропической Африки, где оно используется для профилактики конфликтных ситуаций в ходе специальных ритуалов. Но традиционные африканские общества либо уже создали ранние государства, либо находились на грани государствообразования. О палеолите такого, разумеется, сказать нельзя.

+ Плюс и новизна гипотезы заключается в том, что авторы приняли во внимание внешнюю среду обитания древнего человека и предположили социальную функцию искусства.

Бизоны из глины из пещеры Тюк д'Одубер
Бизоны из глины из пещеры Тюк д’Одубер

Гипотеза «информационного взрыва»
 Эта гипотеза предполагает, что появление в разных регионах в разное время различных форм изобразительной деятельности определяется необходимостью выработки специальных вспомогательных способов хранения и передачи культурной информации. Искусство сравнивается с персональным компьютером, который хранит нужную информацию. Изображения могли играть роль «визуальных подсказок», облегчающих запоминание необходимых сведений.

Если и допустить, что древние изображения были некими «символами», то какую именно информацию они несли непонятно. Если речь идёт о физическом облике мамонтов, бизонов и северных оленей, то невозможно объяснить, зачем это было нужно кроманьонцам, которые и так могли наблюдать их воочию.

+ Данная гипотеза также затрагивает новые стороны проблемы происхождения искусства: связь искусства с изменениями в окружающей среде и человеческой памятью.

Мамонты из пещеры Фон де Гом
Мамонты из пещеры Фон де Гом

«Палеопсихологические» гипотезы
 Согласно этой гипотезе, мышление первобытного человека существенно отличалось от нашего и именно в этом отличии следует искать движущие силы происхождения первобытного искусства. Для полного понимания: как и зачем начал рисовать древний человек, — необходима реконструкция его психологии. Авторы связывают развитие различных функций мозга и начало творчества человека. По их мнению, человек, скорее всего, начал рисовать раньше, чем говорить.

 Результаты исследований иногда неоднозначны и противоречивы, а также требуют дальнейшего изучения.

+ Это новая и молодая гипотеза, которая совмещает современные исследования в психофизиологии, нейропсихологии и психологии творчества и применяет их для решения проблемы происхождения первобытного творчества. Однако работы по этой теме не привлекают внимание историков, археологов и искусствоведов.

Литература

  • Альтамира: у истоков искусства, Дэвлет Е. Г.
  • Психология первобытного и традиционного искусства, Куценков П. А.