На территории Перу самой ранней доинкской культурой, представители которой строили первые на этой земле города, была так называемая культура Чавин. Свое название она получила по имени местности Чавин-де-Уантар, расположенной на высоте 3048 м, в гористой части северного Перу.
Сегодня зона Чавин-де-Уантара объявлена археологическим заповедником, памятники которого включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сразу следует заметить, что главным отличием архитектурных центров культуры Чавин является планировка построек в форме полуовала, перевернутой подковы или буквы U. Этот факт, как и изображение “пламенеющих” бровей ягуара и лестниц-улиток, наводит на размышления о какой-то таинственной связи с Мезоамерикой, где этот знак был важным символом пещеры-прародины. Иногда он воплощал лодку, на которой умершие плыли по реке, ведущей в страну предков. И этой мистической рекой, возможно, был Млечный Путь.
За северной и южной платформами были возведены две симметрично расположенные пирамиды. Между ними находилась так называемая “лестница ягуаров”, которая вела к платформе главного дворцово-ритуального ансамбля. Своим названием лестница обязана некогда украшавшим ее скульптурным изображениям этого зверя. Впрочем, здесь были еще и антропоморфные фигуры.
Особое сакральное значение в Чавине придавалось так называемому “черно-белому порталу”. Он состоял из лестницы и каменной “крыши”, поддерживаемой колоннами. Ступени лестницы были двухцветными: с северной стороны их выложили из черного известняка, а с южной — из белого гранита.
Однако наиболее любопытным памятником Чавин-де-Уантар считается самое древнее здание — небольшая постройка, примыкающая к северо-западному углу “Кастильо”. Археологи полагают, что святилище неоднократно перестраивалось и некогда именно эта часть комплекса считалась главной. Она представляла собой храм U-образной формы с замкнутым с трех сторон двориком. Причем южная часть — то, что позже стало “Кастильо”, — была значительно меньше, чем сейчас. На последнем этапе существования Чавина строение, называемое “Старым храмом”, представляло собой насыпное, довольно узкое сооружение с двумя внутренними пересекающимися галереями, расположенными в форме креста.
Основное сооружение памятника представляет собой почти квадратную платформу (75х72,50м), стены которой сложены из камней, лежащих плашмя, причем два ряда узких плит перемежаются рядом плит большей толщины . Высота этого огромного сооружения на платформе достигала 13 м. Оно было заполнено смесью земли и битого камня. И в этой искусственной толще существовало целых три этажа! На каждом располагались многочисленные коридоры, комнаты, галереи, лестницы, вентиляционные люки и водоотводные шахты. На верхней площадке видны следы каменных строений.
На уровне упомянутого уступа в древности выступал карниз из каменных плит, нависавших над стеной. Торец и выступавшая часть плит снизу были украшены резьбой. Ниже карниза шел ряд скульптурных голов с человеческим лицом, имеющим много фантастических черт. У этих голов сзади есть выступ, при помощи которого они были вмонтированы в кладку стены.