История
В 578 году императором Восточной Римской империи стал Флавий Тиверий (Тиберий) II Константин, который при Юстине II отличился как хороший полководец, воевавший против новых врагов — аваров. Неизвестно, на каком языке говорили авары, существует три версии их происхождения: монгольская, иранская и тюркская, и все три одинаково хорошо обоснованы. Тесненные другими народами, авары ушли с земель современного западного Казахстана, и, гонимые, направились на запад. По дороге они опустошили земли сабиров, утигуров, котригуров и антов; особенно пострадали анты, так как авары временно осели на занятых антами недавно — при Юстиниане — землях в самых низовьях Дуная.

При первом посольстве аваров 558 года к Юстиниану I заключается союз против гуннов, однако потом авары поняли, что вполне могут противостоять империи. Они даже совершают несколько успешных военных походов в Германию и Галлию.
Иоанн Эфесский
В 4 года он был отдан в монастырь. Примерно в 540 году Иоанн переселяется в Константинополь, хотя в последующие годы, путешествуя, он неоднократно посещал родину. В столице был принят дружбой и доверием императора Юстиниана. Примерно через семь лет император отправляет Иоанна с миссионерской миссией в Малую Азию, чтобы искоренить язычество там. После правления Юстиниана начались религиозные гонения на миафизитов, а Иоанн был верным сторонником миафизитских христологических доктрин, поэтому провел около семи лет в заключении, но после очередной смены власти и патриаршества его освободили. Дата смерти Иоанна Эфесского точно не известна, по сомнительному свидетельству Кира Батнского, он умер около 588 года после годичного заключения в Халкидоне.
Иоанн писал на сирийском языке, хотя и владел в совершенстве греческим. Основные его труды — это «Церковная история» и «Жития восточных святых». Нас интересует «Церковная история», которая охватывает период от Юлия Цезаря и состоит из трех частей. До наших дней сохранилась только третья часть, вторая часть дошла не полностью благодаря выпискам других авторов. «Церковную историю» Иоанн писал во время гонений. Не заботясь о стиле, он писал наспех.
Кутигуры

Под гуннами здесь подразумевается народ кутигуров, который выделился в результате распада гуннов на две части и составлял основу протоболгар. В 558 году хан Заберган с булгаро-славянским войском совершил поход на Константинополь. Гуннские и славянские племена и раньше объединялись в союзы для военных походов, вождями таких союзов могли быть даже славяне. Прокопий Кессарий пишет, что стены Константинополя в те времена несколько раз рушились из-за землетрясений. Таким образом, гунны и славяне могли простой войти в город через брешь. В 559 году полководцу императора Юстиниана Велисарию было поручено начальство над войсками. Велисарий успешно отразил натиск варваров с севера.
О славянах
О народе славян и об опустошении, которое они произвели во Фракии в третьем году царствования тишайшего Тиверия царя
В третьем году после смерти Юстина царя и правления победительного Тиверия — вышел народ лживый славяне. И прошли они стремительно через всю Элладу, по пределам Фессалоники и Фракии всей. Они захватили много городов и крепостей: они опустошали, и жгли, и захватывали в плен, и стали властвовать на земле и живут на ней, властвуя, как на своей собственной, без страха, в продолжение четырех лет. И доселе, благодаря тому, что царь был занят персидской войной и все свои войска посылал на восток — именно поэтому, — они растеклись по земле и живут на ней теперь, распространились на ней. Пока Бог на их стороне, они, конечно же, и опустошают, и жгут, и грабят все вплоть до стены до внешней: и все царские табуны, многие тысячи, и все остальное. И вот, даже и доныне, до 895 (591) года, они располагаются и сидят в этих ромейских пределах. Без заботы и страха захватывают пленных, убивают и жгут. И они обогатились и приобрели золото, и серебро, и табуны лошадей, и много оружия. И они выучились воевать лучше, чем ромеи, они, люди просты, которые не осмеливались показаться из лесов и защищенных деревьями мести не знали, что такое оружие, кроме дух или трех лонхидиев, а именно — метательные копья.
Иоанн Эфесский, Церковная история
Вместе с набегами аваров славяне проникают на Балканы. В 577-578 годах славяне вторглись во Фракию и Элладу. Профессор Дьяконов утверждает, что войско славян достигало до 100 000 человек. Император Тиверий легко стравливает два народа, славяне терпят поражение, но императору приходится потом все же воевать с аварами. Несмотря на личное руководство Тиверия, византийское войско потерпело поражение в войне с аварами — мир купили ценою ежегодной дани.

Сирийская традиция историографии такова, что народы-обитатели «седьмого климата» являются дикими, так как их «темпераменты» замедлены оттого, что солнце редко светит над головами. Да и сам Иоанн не жаловал славян, считая их варварами. Причина такого отношения в сирийском понимании, как появились славяне. По сирийской традиции, славяне — это народ Гог из земли Магог (Скифии), которые являются потомками Иафета, сына Ноя.
В последующих отрывках Иоанн говорит, что бог на стороне варваров. С точки зрения монофизита, так бог карает за грехи ромеев. Также Иоанн ведет отсчет лет по селевкидской эре, в данном случае 895 год селевкидской эры соответствует 591 году н. э., то есть время правления императора Маврикия.
«О гнусном варварском народе, который по волосам называется авары»
И опять восстал на народ ромеев дикий народ варваров, мерзких, с заплетенными волосами. Они — те, которых зовут авары, — выплеснулись и вышли с востока. А также восстал еще народ западный — славяне и еще иные народы, называемые лангобарды: ведь они также были в подчинении у хагана, царя аваров. Они напали, захватили два города и много крепостей ромеев и сказали жителям этой области: «Выходите, сейте и жните — только половину налога мы будем забирать у вас!

Глава «О гнусном варварском народе, который по волосам называется авары» не сохранился, текст получен из трудов Михаила Сирийского, который выписывал эти отрывки из «Церковной истории». Далее речь идет о новом нашествии 582—583 годов, когда авары отняли у Маврикия несколько дунайских крепостей и два крупных города.
Иоанном четко выделяет осквернение христианских реликвий. Ношение любой одежды царя и его семьи другими люди было недопустимо для византийцев. Кстати, анты, хоть и были сами славянами, но тогда воевали с остальными славянами и вели переговоры о союзе с империей, чем она и пользовалась, натравляя племена друг на друга.
Итог
Благодаря трудам Иоанна Эфесского у нас есть разнообразная информация о древних славянах, их отношениях с соседями, а также о том, как относились к самим славянам византийцы тех времен. Его обширная «Церковная история» является ценным историческим источником. Нельзя обойти стороной и аваров, которые сыграли важную роль в становлении славянских народов, способствуя их переселению на Балканы, а также консолидируя их в первичные государственные образования.
Источники:
- Дьяконов А. П. Известия Иоанна Эфесского и сирийских хроник о славянах VI-VII веков // Вестник древней истории. — М.-Л.: Издательство АН СССР, 1946. — Т. 15. — № 1.
- Пигулевская Н. В. Сирийские источники по истории народов СССР / Отв. редактор В. В. Струве. — М.‒ Л.: Издательство Академии наук СССР, 1941. — 170 с.
- Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1994. Т. I: (I–VI вв.) / Составители Л. А. Гиндин, С. А. Иванов, Г. Г. Литаврин, отв. редакторы Л. А. Гиндин (филология), Г. Г. Литаврин (история); 1995. Т. II: (VII–IX вв.) / Составители С. А. Иванов, Г. Г. Литаврин, В. К. Ронин, отв. редактор Г. Г. Литаврин.
- В качестве главного изображения статьи взята картина «Прибытие хорватов на иоре» Отона Ивековича.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.