Каждый раз, когда я вижу надпись на скале «здесь был Вася», во мне вскипает кровь.
Каменные орудия первобытного человека защищены слоями почвы от обывателей. Керамика рано или поздно попадает в музеи. Наскальные изображения же никак не защищены.
Что портят
Петроглифы — это выбитые, выгравированные или нарисованные древние изображения на скалах и больших камнях. По всей России их очень много. Возраст изображений разный: от Каповой пещеры, где рисункам 10-17 тысяч лет, до родовых знаках хакасов 19 века. Галерея петроглифов на одной горе называется писаницей.

Также подвержены вандализму изображения на оленных камнях, каменных изваяниях и стелах.
Кто вандалит
Солнечная радиация, дожди и ветер. Климат большей части России — это перепады температур. В трещины скал попадает снег и вода, которая расширяется, когда замерзает. Так трещины расширяются веками.
Скала нагревается летом, со временем поверхность скалы шелушится. Поверхность также заполняют грибы, мхи и лишайники. Но если их удалять, то поверхностьразрушится ещё быстрее и наполнится новыми растениями.
Экскременты животных меняют химический состав скал, а в помете птиц отлично заводится растительность. Крупные млекопитающие отдыхают у скал и трутся телами о них, разрушая рисунки.
Конечно, влияние природы пагубно, но настоящие вандалы это:
Государство. Больше всего рисунков в Сибири древние люди оставили по берегам рек, на которых в советское время строили ГЭС. В итоге, тысячи шедевров на Енисее и Ангаре ушли под воду. А каменные изваяния и курганы Алтая, Хакасии и Тувы погибли под гусеницами тракторов.

Простые люди. Хорошие туристы, которые осознают ценность рисунков, тоже могут повредить им. Группа посетителей вытаптывает траву, пыль оседает — биологический баланс нарушен. В Австралии эту проблему решили так: в разгар сезона около скал стелят резиновые коврики. Так трава не вытаптывается.
Понять, что движет плохими туристами, которые портят культурное наследие планеты, мне не под силу. Вандал выбивает камнем или ножом своё имя поверх древнего шедевра. Рисунок уже не спасти. Есть мнение, что лучше уже не удалять такие надписи, а оставить как памятник человеческого бескультурья.

Надписи краской наносятся проще, поэтому они обычно большие. Краску, к счастью, можно удалить. Но для этого нужно использовать специальные очищающие составы, которые разработали в ГосНИИ. Однако, скала уже подверглась химическому воздействию, а памятник не застрахован от нового вандализма.
На моей практике известен случай, когда местный житель утащил целую каменную плиту с древними рисунками с кургана около горы Тепсей.

Крупные грузовики проезжают по дорогам недалеко от рисунков и передают вибрацию, которая медленно разрушает скалы. Заводы и машины загрязняют воздух, появляются кислотные дожди.
Но не нужно думать, что вандализм наскальных рисунков — современное явление. Вандалят всегда, везде и все. Часто древние жители одной археологической культуры перекрывали рисунки другой археологической культуры своими или переносили каменные плиты со старых курганов на свои новые. При заселении Сибири русские просто грабили древние курганы и оставляли надписи ещё дореформенным языком. На писанице на горе Кедровой я видел русский рисунок дуэли на шпагах 19 века рядом с древними изображениями оленей. Лозунгов «За Сталина» и дат 1950-х годов также хватает.

Учёные и энтузиасты с благими целями. В 1963 под горой Оглахты на Енисее музейный сотрудник хотел спасти рисунки от затопления, взорвав часть скалы и унести в музей. Увы, хрупкая порода разлетелась на мелкие кусочки. От рисунков осталась лишь фотография, которую сделали на всякий случай перед взрывом.
Порой памятники страдают от учёных, которые неправильно копируют рисунки. Перед созданием копии нужно очистить поверхность скалы щёткой. Жёсткая щётка или неквалифицированные руки могут повредить рисунок.
Кто защищает
В советское время археологические памятники или первобытные рисунки в лучшем случае просто ставили на учёт. Но до сих пор это всего лишь формальная процедура, которая никого ни к чему не обязывает. Охрана культурного наследия в России — это явление последних лет.
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия РФ» предусматривает уголовную и административную ответственность за порчу объектов. В нём говорится, что культурное наследие — достояние многонационального народа России и всего человечества. Закон замечательный, однако ни одного уголовного дела за порчу наскальных рисунков так и не было возбуждено. В степи нет камер наблюдения.
Недавно в регионах стали появляться службы по государственной охране объектов культурного наследия. Такие службы ищут, выявляют культурные ценности и контролируют их состояние. Это хорошо, что теперь есть отдельная структура для охраны культурного наследия, подчиняющаяся министерству культуры. Жаль, что поздно — в Красноярском крае такая появилась в 2015 году. Но лучше поздно, чем никогда.
Как защищают у нас и за рубежом
Древние рисунки полезны для науки, образования, культуры и туризма. Для учёных важно сохранить памятник, для турфирм — получить прибыль. Необходимо добиться баланса. Это может быть ландшафтный парк, музей-заповедник или исследовательский центр при университете.
«Томская писаница» — удачный проект музеефикации петроглифов, который начали в 1989 году. В 50 километрах от Кемерово находится музей-заповедник. Центральный экспонат — скала с 300 древними рисунками, которым от 3 до 5 тысяч лет. Рядом есть другие экспозиции, не связанные с петроглифами: кафе, автостоянка, сувенирный киоск, инфраструктура. Сотрудники каждый год проводят Пасху, Рождество и Масленицу.

В Европе накопился большой опыт создания разных центров и открытых музеев. Там даже копируют целые пещеры. Но за опытом далеко ходить не надо. В прошлом году я посетил культурно-туристический центр Таохуацзянь около китайского города Ляньюньган.
На площади в 4,5 квадратных километра вокруг писаницы построен музей-заповедник. Он оснащен всем необходимым: туристическая тропинка, скамейки, беседки, медицинский пункт и охрана. Помимо петроглифов здесь есть даосский храм, статуя Гуаньинь, пагода, палеолитическая стоянка, водопады и галереи скульптур. При желании здесь можно провести весь выходной. Цена билета — 30 юаней, примерно 240 рублей.

Что делать нам
Нельзя поставить охранника и видеокамеру к каждой скале, а российское общество в целом равнодушно к ценностям истории и культуры. Но это не значит, что нам не нужно исправляться. Поэтому сейчас надо:
- Работать с детьми. Взрослых перевоспитать трудно. Поэтому нужно формировать бережное отношение к историческому наследию у детей и подростков. Уважение к памятникам тем глубже входит в сознание, чем раньше начинается его воспитание. Если вы работаете с детьми, особенно в художественной школе, организуйте мероприятие: поход в краевой музей или урок рисования древних изображений, рассказывая, как важно их сохранять.
- Показать эту статью друзьям и близким.
- И главное: не делайте так сами и следите за друзьями. Не пишите ничего на камнях и скалах, когда отдыхаете на природе. Лучше сфотографируйтесь в Инстаграм.

Литература
- Шер Я.А. Первобытное искусство / Учебное пособие – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – 351 с.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.