Царица ночи – это высокий барельеф из обожженной глины. На нём изображена голая крылатая женщина. Она стоит на спинах двух львов, а по бокам сидят две совы. Барельеф сделали на юге Месопотамии, скорее всего, в Вавилонии в период правления Хаммурапи примерно 3700 лет назад. Но кто она? Есть, как минимум, три кандидатки.
Барельеф хранится в коллекции Британского музея, комната 56. Его размеры: 49.5 см в высоту, 37 см в ширину, толщина – 4.8 см.
Женщина – явно богиня. На ней рогатый головной убор. Она держит священные символы стержня с кольцом в поднятых руках. У неё есть крылья, её ноги — птичьи, с когтями. Кто она? Об этом до сих пор идут споры. Есть три версии: Инанна, Лилит и Эрешкигаль. О них будет ниже.

После изготовления барельеф покрасили: черным цветом – фон; женщину и сов в красный цвет, львов – в белый цвет, а их гривы чв черный. Стержни с кольцом, ожерелья и головной убор были золотого цвета. Оригинальная раскраска до сих пор заметна.
Для чего сделали барельеф? Учёный Торкильд Якобсен считает, что он был помещен в борделе и составлял часть святыни, так как в Месопотамии была распространена священная проституция. Доктор Коллон опровергает: «если бы это было так, то барельеф не был бы таким качественным и прочным и не сохранился бы». Более 3000 лет барельеф лежал под завалами здания, но тем самым спасся от вандализма.
Личность
Личность Царицы ночи — интригующий вопрос. Образ обнаженной женщины был популярен в искусстве Древней Месопотамии. С начала 2-го тысячелетия вавилоняне мастерили немало статуэток с таким образом. Возможно, это собирательный образ богини-матери, которая помогала хорошим родам.
Инанна
Больше всего подходит богиня Инанна, она же Иштар. Она была богиней плодородия, любви, секса и войны. Но есть несколько проблем с изображёнными животными. Инанна связана со львами, но не совами. Также для Инанны не характерны птичьи ноги.
Но вот основные доводы за Инанну:
- Львы — атрибут Инанны;
- Горы под львами — это отсылка к дому богини, который был на «вершинах гор на востоке»;
- Ожерелье — символ проституток в Месопотамии;
- Совы и птичий облик указывают на воплощение богини-блудницы;
Ряд ученых опровергают:
- Атрибутом Инанны был один лев, а не два;
- Совы упоминались в рассказах о богине, но никогда не были частью иконографии;
Лилит
Лилит – скорее, демон, нежели богиня. Совы – её атрибут, но их изображали по-другому, нежели на барельефе. Лилит происходит из иудейской мифологии. Но у неё есть соответствия в месопотамской мифологии. Это женщины-демоны «лилиту», которые соблазняли и убивали жителей Месопотамии. Был и мужской вариант. Демоны-мужчины «лилу» охотились на женщин, особенно на беременных и тех, кто только что родил.
Рафаэль Патай утверждал, что в поэме «Гильгамеш и ива» демон Лилит построила себе дом на берегу Евфрата. Затем он описывает наш барельеф:
Но нельзя утверждать, что изображена Лилит. Барельеф выполнен слишком качественно. Согласно еврейской традиции, первая женщина Лилит отказалась подчиниться сексуальным требованиям Адама, восстала против Бога и улетела прочь. «Лилиту» в Месопотамии не были так популярны, чтобы их изображали на мемориальной доске. Доктор Блэк отмечает, что «злые боги и демоны очень редко изображались в искусстве, возможно, потому что считалось, что их изображения могут представлять опасность для людей».
Эрешкигаль
Третий соперник, старшая сестра Инанны, богиня Эрешкигаль. Её имя дословно значит «великая подземная госпожа». Опущенные крылья в Месопотамии намекали на связь с подземным миром, «страной без возврата».
Эрешкигаль хорошо описана в одном из гимнов, как обнаженная женщина, у который раскрыты груди, а волосы кружились вокруг головы.
Как богиня, Эрешкигаль имеет право на рогатый головной убор и символ «стержня и кольца». Но объединение с образом смерти сделал её непопулярной.
Поэтому, для нас всё еще остается загадкой, кто же эта богиня.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.