Михаил Петрович Арцыбашев — один из забытых русских классиков. До Октябрьской революции он был одним из самых популярных русских беллетристов, но его открытое неприятие большевистского режима и последующая эмиграция в Польшу привела к тому, что его перестали печатать и, соответственно, читать. Ему повезло меньше, чем какому-нибудь Бунину, Андрееву или прочим писателям-эмигрантам: их произведения, пускай и не самые сильные и интересные, включены в школьную программу, поэтому их имена на слуху. Творчество Арцыбашева ещё предстоит открыть заново русскому читателю.
Основная тематика произведений Арцыбашева — смерть и гедонизм, что очень характерно для декадентской русской культуры конца XIX — начала XX в. Свои взгляды на смерть наиболее полно Арцыбашев выразил в своём раннем, но очень сильном рассказе «Подпрапорщик Гололобов»: «Положение каждого человека есть положение приговоренного к смертной казни». Смерть неизбежна, поэтому она делает жизнь бессмысленной. Надеяться на загробный мир тоже не имеет смысла: «Все равно: если нет, то дух мой исчезнет, а если есть какая бы то ни было, то все-таки мой дух исчезнет, — ударяя на слове «мой», подтвердил подпрапорщик. — Я исчезну. Будет ли потом дух мой святым в раю или грешником в аду или переселится в другое существо, — я, именно я, мои пороки, привычки, смешные и прекрасные особенности, мои сомнения, мой ум, моя глупость, мой опыт и мое незнание, все то, что было именно подпрапорщиком пехотного полка, человеком Гололобовым, все исчезнет. Будет что угодно, но не Гололобов». Идейной кульминацией рассказа является следующая цитата: «Это — факт: тело есть вечно. Я умру, тело распадется на атомы, атомы сложатся в какую-нибудь иную форму, но сами не изменятся и ни один не исчезнет. Сколько было в мире атомов, когда было мое тело, столько их будет и тогда, когда я умру. Можно даже допустить, что комбинация когда-нибудь повторится и будет та же форма. Это пустяки… Дух умрет». Такой крайне пессимистичный взгляд на жизнь и смерть очень роднит его с Леонидом Андреевым: оба они со всей остротой чувствовали безысходность положения смертного человека, и оба очень плохо понимали, что с этим делать.
Однако Арцыбашев пытается найти выход из сложившегося идейного тупика. Если смерть неизбежна, то есть ли смысл её бояться? Возможно, в таком случае следует жить в своё удовольствие, для себя, не обременяя себя гнилой мещанской моралью и прочими предрассудками? Именно так жил сам Арцыбашев, и таким он нам рисует Владимира Петровича Санина, главного героя его нашумевшего в своё время романа «Санин», с которым он ворвался в большую литературу.
Санин представляет собой синтез между ницщеанским сверхчеловеком (как бы ни был опошлен этот образ современностью) и древнегреческим богом виноделия и экстатического веселья Дионисом. При этом нигилист из Санина куда более последовательный, чем ставший программным примером Базаров. Всё базаровское отрицание консервативных устоев русского общества было донельзя смешным: он воспевал труд, но при этом сам только препарировал лягушек в саду; имел крайне односторонние взгляды на мир, вплоть до того, что отрицал искусство в любой форме («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»); и все его нигилистические взгляды будто бы ветром сдуло после любви к Одинцовой. Силой своих убеждений Санин не оставляет камня на камне от школонигилиста Базарова. Смысл жизни? Получать удовольствие, а служение каким-либо абстрактным идеалам не стоит усилий. Искусство? Это хорошо, потому что доставляет удовольствие. Любовь? Тоже хорошо, если не портить её такими банальными вещами вроде брака или взаимных обязанностей. Аборт? А почему бы и нет, ведь ребёнок может только разрушить женщине жизнь! Христианство? Грехопадение? Увольте!
Неудивительно, что в 1907 году роман посчитали порнографическим из-за своего провокационного содержания и нескольких эротических сцен (невинных по сегодняшним меркам). Но ещё забавнее то, что Арцыбашев своим героем предвосхитил человека современного типа. Сегодняшний культ тела и удовольствий очень сильно напоминает мечты Санина об обществе «без зверства и аскетизма»: современные люди спокойно живут в гражданских браках, делают аборты, пьянствуют, грешат и получают удовольствие от жизни без всякой оглядки на возможный Страшный суд.
Но является ли гедонизм Санина выходом из экзистенциального кризиса Гололобова? Как мне кажется, нет. Во-первых, Санин по большей части довольствуется только плотскими, низменными удовольствиями, в то время как ещё сам Эпикур говорил, что атараксии можно достичь только через утончённые духовные удовольствия. Когда ты видишь вечно бухого Санина, то невольно вспоминаются твои одноклассники, которые ищут в бутылке спасения от трудностей жизни. Во-вторых, удовольствия не могут не надоесть. Очень странно, что Санин всё ещё не пресытился жизнью. По началу ходить по кабакам и борделям может быть весело, но рано или поздно новизна пропадает, и это становится просто скучно. В-третьих, не похоже на то, что Санин хоть сколько-нибудь контролировал свои желания. Родную сестру он любит отнюдь не платонической любовью, а в одном из диалогов со своими многочисленными собутыльниками он признался, что готов удовлетворять даже самые страшные и потаённые свои желания. Я не удивлюсь, если после окончания романа Санин убьёт человека ради новых острых ощущений.
Каждый из современных людей больше Санин, чем это было возможно сто лет назад. Однако его гедонизм так и не принёс нам счастья, если не сделал нас ещё более бездуховными и несчастными. Человек по-прежнему находится в состоянии осуждённого на казнь, и выхода из этой ситуации Арцыбашев найти так и не смог. Так или иначе, его творческое наследие наталкивает на очень интересные мысли, а потому оно достойно изучения.

Автор: Арцыбашев Михаил
Название: Санин
Год: 1907
Михаил Арцыбашев — один из самых популярных беллетристов начала XX века, чье творчество многие годы подвергалось жестокой критике. Роман «Санин» — главная книга писателя — долгое время носил клеймо «порнографического романа», переполошил читающую Россию, вызывал повсюду жаркие дискуссии и был переведен на многие языки мира. После Октябрьской революции Арцыбашев эмигрировал в Польшу.
Читать онлайн
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.