Жизнь на раскопках всегда интересна, особенно когда речь идет о жизни женщины на раскопках в 1920-х годах. В те времена многие девушки отправились на Восток, чтобы избежать бесправной участи европейского общества.
Такими женщинами были:
- Гертруда Белл (1868-1926), которая помогала в написании закона 1924 года об иракских древностях,
- Джейн Дьёлафуа (1851-1916), проводившая раскопки в Сузах в Иране,
- Изабель Эберхардт (1877-1904), которая путешествовала по всей Северной Африке, обратилась к Востоку и жизни, полной приключений.
Наша героиня, Кэтрин Менке Килинг Вулли (1888-1945), ничем не отличалась. Она выросла в Германии, училась в Оксфорде, стала медсестрой во время Первой мировой войны, где встретила первого мужа, полковника Бертрама Килинга. Он работал топографом в Египте, они переехали в Каир. Вскоре после свадьбы он покончил с собой на плато Гиза якобы в невменяемом состоянии. Было выдвинуто несколько гипотез о причинах этого помешательства; одна состояла в том, что Кэтрин имела синдром нечувствительности к андрогенам и не могла иметь детей.

В 1920 году Кэтрин возобновила работу в качестве медсестры и через три года отправилась в Багдад. Помимо этого она посетила древний шумерский город Ур и впечатлила всю команду навыками иллюстрации.
Леонард Вулли потом попросил Кэтрин вернуться в следующем сезоне, где она помогала создавать каталог артефактов, в проведении уборки и «осуществлении контроля над посетителями и деятельности в качестве гида». Наличие незамужней женщины в этом месте нервировало некоторых спонсоров, и Вулли попросили решить эту проблему «с целью устранения риска», чтобы Кэтрин не участвовала в предстоящем сезоне. В 1927 году Кэтрин и Леонард поженились, заявив следующее:

Но каковы были мысли Кэтрин о жизни на Ближнем Востоке и работе на раскопках? Мы никогда не узнаем этого, так как все ее личные документы сгорели после смерти. Однако она оставила роман «Приключение зовет».
История разворачивается в Ираке в 1920 году, когда Британия должна была получить мандат на управление этими территориями. Она вращается вокруг семьи Гиллеспи, состоящей из старшего брата Алистера, который является командующим британских сил, дислоцированных в Мосуле, и пары близнецов. Один из них Сэнди работает на Вооруженные британские силы и раскрывает арабский заговор против англичан. Его сестра — Колин едет в Ирак, чтобы занять место своего брата, пока тот собирает информацию о восстании. Центр восстания перемещается из Тель-Афара на север, объединяя близнецов вместе. С помощью Колин им удается остановить восстание, а ее подставная личность раскрывается.
Описание Ирака, болотных арабов, родоплеменного строя и иракской жизни основано на личном опыте самой Кэтрин. Сексизм, который проявляется в персонажах мужского пола этой книги, наверное, тоже из реальной жизни. В начале книги Стэнхоуп при встрече с Колин в роли девушки описывается как испытавший «преувеличенный ужас» при виде женщины путешественницы. Он говорит, что Ирак – страна не для женщин, а также спрашивает ее: «Вы серьезно думаете, что сможете прийти и остаться, если я пообещаю прибрать мой дом?». После того как Колин в роли Сэнди помогает остановить восстание, Стэнхоуп раскрывает свои чувства к ней и просит ее руки. В этом мире, где мужчины доминируют, есть и другие важные вещи.

Старший брат Колин заявляет: «Будучи девушкой, не останавливайся делать что-то важное. Ты не можешь пойти в школу с Сэнди, не можешь стать солдатом или моряком, но нет ничего в мире, что могло бы остановить тебя быть полезной на Востоке как любого из Гиллеспи».
Когда Колин и Сэнди были детьми, они спросили Алистера, почему Колин не вырастет как мальчик, Алистер ответил: «Как мы трое будем управлять собой? Нам нужно, чтобы ты держала нас в порядке, чтобы у нас был дом, где бы мы ни находились». Это очень похоже на цитату одного из писем Вулли, где он говорит, что присутствие Кэтрин оказывает хорошее, нравственное влияние на товарищей в лагере и держит их в норме. Хотя европейские женщины имели на Востоке больше свободы, в компании европейских мужчин они играли традиционные роли.

Леонард всегда был благодарен Кэтрин за помощь. После того как они поженились, она стала его правой рукой, помогая в раскопках, записях и публикациях.
Агата Кристи пишет в своей автобиографии: «Кэтрин Вулли, которая должна была стать одним из моих хороших друзей на долгие годы, была человеком необыкновенного характера. Люди всегда делились на тех, кто мог невзлюбить ее с яростной и мстительной ненавистью, и на тех, кого она очаровывала, возможно, потому что она легко переключалась с одного настроения на другое, и вы не знали, где вы были с ней. Люди говорили, что она была невыносима, и что они больше не будут иметь с ней дела, и было сложно терпеть, как она относилась к тебе; но потом они снова были в восторге от нее. В одном я соглашусь совершенно, и если бы нужно было выбрать одну женщину себе в компаньоны на необитаемый остров или какое-нибудь другое подобное место, то она могла бы развлечь вас как никто другой. Вещи, о которых она говорила, не были банальными. Она стимулировала свой ум, думая, какой путь ей выбрать, не напрашиваясь к вам. Она способна на хамство, на невероятное хамство, когда она этого хотела, но если ей нужно было очаровать вас, у нее и это постоянно бы получалось».
Говорят, что характер одного из персонажей книги Агаты Кристи «Убийство в Месопотамии» основан на личности Кэтрин.
Перевод статьи Kyra Kaercher.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.