Вопрос о том, «закодирована» ли война в наших генах или появилась как плод цивилизации, уже давно волнует тех, кто пытается разобраться в человеческом обществе.
Возможно, желание бороться с соседними группами обеспечило нашим предкам эволюционное преимущество? Конфликты возникают по всему земному шару, и их изучение имеет большое значение для понимания нашего прошлого и, возможно, будущего.
Просветители Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо имели разные точки зрения на то, что было в доисторические времена. Гоббс видел ранние дни человечества как жизнь во власти страха и войны, в то время как Руссо считал, что без влияния цивилизации люди жили бы в мире и гармонии с природой.
Дискуссии продолжаются и по сей день. Исследователи, изучающие воинственность в доисторические времена, во многом полагаются на археологию, приматологию и антропологию.
В этом году было найдено место одного из самых ярких примеров доисторического насилия — 27 скелетов, в том числе детских, недалеко от озера Туркана в Кении. Кинжалы в костях, переломленные черепа и следы других травм показывают, что здесь была бойня. Тела были оставлены непогребенными около 10 000 лет назад.
Находки в Кении заявлены как ранние свидетельства доисторического насилия в обществе охотников и собирателей. Датированное 14000-12000 годами до н. э. древнее захоронение в Судане ранее считалось древнейшим, но его датировка спорна, а сам факт захоронения мало связан с обществом собирателей и охотников.
Свидетельств войны становится больше после свершения «неолитической» революции, когда около 10 000 лет назад человечество стало переходить от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Война, возможно, существовала и до этого, но до нас дошло немного останков первых homo sapiens, а причины их смерти чрезвычайно трудно определить. Это означает, что на данном этапе археология мало полезна.
Шимпанзе в бою
Исследования поведения животных дают ещё одно средство для изучения первобытных войн. Открытие Джейн Гудолл воинственности у шимпанзе потрясло весь мир. Её группа в Танзании наблюдала за избиением до смерти особей конкурирующей общины. Несмотря на попытки оспорить результаты Гудолл другими учёными, подобные модели поведения были обнаружены и в других группах шимпанзе. Так, доказательство ведения боевых действий у одного из наших ближайших родственников стало неоспоримым.
Обезьяны бонобо более спокойные, чем шимпанзе, но и у них всё равно существуют отдельные случаи агрессии между группами. Однако заметные отличия поведения бонобо и шимпанзе связаны с различиями в социальных устройствах этих двух видов. Так, у бонобо доминируют самки, которые, возможно, держат мужскую агрессию под контролем, в то время как у шимпанзе в социальной иерархии доминируют самцы.
Но как же вели себя наши последние предки? Были ли они воинственными, как шимпанзе, или мирными, как бонобо? Хоть и сходства между тремя видами поразительны, использовать их для решения нашей проблемы очень сложно, так как, в конечном счете, каждый вид следовал своим эволюционным путем.
Однако, пример шимпанзе показывает, что война может существовать без цивилизации. Можно увидеть сходства в ведении боевых действий у шимпанзе и человека охотника-собирателя. У обоих видов проявляется склонность к одной тактике: группа налетает на одинокого соперника.
Два племени
Исследования «традиционных» обществ могут дать подсказку относительно того, как вели себя наши предки. Исследования Маргарет Мид самоанских островитян привели её к выводу, что «война есть лишь изобретение человека», которое не существовало до цивилизации, в то время как Наполеон Шаньон в своих трудах писал, что среди венесуэльских племен яномамо боевые действия и налеты на вражеские деревни были обычным явлением. Он даже дал им прозвище «народ, живущий в постоянном состоянии войны». Оба исследователя могут быть подвергнуты критике: Мид за игнорирование явных свидетельств насилия в Самоа, Шаньон за отождествление общества мелких фермеров и доисторических охотников-собирателей.
Конечно, любое традиционное общество, которое антропологи выбирают для изучения сейчас, было подвержено воздействиям внешнего мира. Однако более ранние сведения позволяют предположить, что агрессия действительно существовала между некоторыми группами охотников-собирателей до их контакта с «цивилизацией».
Иохельсон, который изучал сибирских юкагиров в 1890-х годах, писал, что они преследуют своих врагов, как «дикие звери». Точно так же андаманцы, жители островов в Бенгальском заливе, имели давние распри между собой и участвовали в налётах на вражеские поселения обычно на рассвете.
Трудно сделать однозначный вывод, была ли война в доисторическое время. Военный историк Азар Гат и эволюционный психолог Стивен Пинкер утверждают, что война все же существовала до неолитической революции. Пинкер также утверждает, что объем насилия в мире уменьшается на протяжение веков. В это трудно поверить, учитывая мрачные заголовки новостей в 2016 году, но такая точка зрения на историю, по крайней мере, предполагает надежду на лучшее будущее.
PhD in Ecological Systems of Cooperation, UCL
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.