
На зов приключений: женщина на раскопках шумерских городов в начале 20 века
Жизнь на раскопках всегда интересна, особенно когда речь идёт о женщинах на раскопках в 1920-х годах. В это время многие девушки отправились на Восток, чтобы избежать бесправной участи европейского общества.
Кэтрин Менке Килинг Вулли (1888–1945) была такой же. Она выросла в Германии, училась в Оксфорде, стала медсестрой во время Первой мировой войны, где встретила первого мужа, полковника Бертрама Килинга. Он работал топографом в Египте, они переехали в Каир. Вскоре после свадьбы он покончил с собой на плато Гиза якобы в невменяемом состоянии. Было выдвинуто несколько гипотез о причинах этого помешательства; одна состояла в том, что Кэтрин имела синдром нечувствительности к андрогенам и не могла иметь детей.

В 1920 году Кэтрин возобновила работу в качестве медсестры и через три года отправилась в Багдад. Помимо этого она посетила древний шумерский город Ур и впечатлила всю команду навыками иллюстрации.
Археолог Леонард Вулли потом попросил Кэтрин вернуться в следующем сезоне. Там она помогала создавать каталог артефактов, помогала на раскопках и «осуществляя контроль над посетителями и работала в качестве гида». Наличие незамужней женщины в этом месте нервировало некоторых спонсоров раскопок, и Вулли попросили решить эту проблему «с целью устранения риска», чтобы Кэтрин не участвовала в предстоящем сезоне. В 1927 году Кэтрин и Леонард поженились, заявив следующее:

Но каковы были мысли Кэтрин о жизни на Ближнем Востоке и работе на раскопках? Увы, все её личные документы сгорели после смерти. Однако она оставила роман «Приключение зовет».
История разворачивается в Ираке в 1920 году, когда Британия должна была получить мандат на управление этими территориями. Сюжет вращается вокруг семьи Гиллеспи, состоящей из старшего брата Алистера, который является командующим британских сил в Мосуле, и пары близнецов. Один из них, Сэнди, работает на Вооруженные британские силы и раскрывает арабский заговор против англичан. Его сестра — Колин едет в Ирак, чтобы занять место своего брата, пока тот собирает информацию о восстании. Центр восстания перемещается из Тель-Афара на север, объединяя близнецов вместе. С помощью Колин им удается остановить восстание, а ее подставная личность раскрывается.
Описание Ирака, болотных арабов, родоплеменного строя и иракской жизни основано на личном опыте самой Кэтрин. Сексизм, который проявляется в персонажах мужского пола этой книги, наверное, тоже из реальной жизни. В начале книги Стэнхоуп при встрече с Колин в роли девушки описывается как испытавший «преувеличенный ужас» при виде женщины путешественницы. Он говорит, что Ирак – страна не для женщин. После того как Колин в роли Сэнди помогает остановить восстание, Стэнхоуп раскрывает свои чувства к ней и просит ее руки. В этом мире, где мужчины доминируют, есть и другие важные вещи.

Старший брат Колин заявляет: «Будучи девушкой, не останавливайся делать что-то важное. Ты не можешь пойти в школу с Сэнди, не можешь стать солдатом или моряком, но нет ничего в мире, что могло бы остановить тебя быть полезной на Востоке, как любого из Гиллеспи».
Когда Колин и Сэнди были детьми, они спросили Алистера, почему Колин не вырастет как мальчик, Алистер ответил: «Как мы трое будем управлять собой? Нам нужно, чтобы ты держала нас в порядке, чтобы у нас был дом, где бы мы ни находились». Это очень похоже на цитату одного из писем Вулли, где он говорит, что присутствие Кэтрин оказывает хорошее, нравственное влияние на товарищей в лагере и держит их в норме. Хотя европейские женщины имели на Востоке больше свободы, в компании европейских мужчин они играли традиционные роли.
Леонард всегда был благодарен Кэтрин за помощь. После того как они поженились, она стала его правой рукой, помогая в раскопках, записях и публикациях.
Агата Кристи пишет в своей автобиографии: «Кэтрин Вулли, которая стала одной из моих хороших подруг на долгие годы, была человеком необыкновенного характера. Люди всегда делились на тех, кто мог невзлюбить её с яростной и мстительной ненавистью, и на тех, кого она очаровывала, возможно, потому что она легко переключалась с одного настроения на другое. Люди говорили, что она была невыносима, и что они больше не будут иметь с ней дела, и что было сложно стерпеть, как она относилась к тебе; но потом они снова были в восторге от нее. В одном я соглашусь совершенно, что если бы нужно было выбрать одну женщину себе в компаньоны на необитаемый остров или какое-нибудь другое подобное место, то она могла бы развлечь вас как никто другой. Вещи, о которых она говорила, не были банальными. Она стимулировала свой ум, думая, какой путь ей выбрать, не напрашиваясь к вам. Она способна на хамство, на невероятное хамство, когда она этого хотела, но если ей нужно было очаровать вас, у нее и это постоянно бы получалось».
Говорят, что характер одного из персонажей книги Агаты Кристи «Убийство в Месопотамии» основан на личности Кэтрин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: