20.06.2019

Как стать настоящим спартанцем

Первый вопрос: а сбросили бы меня в ущелье, если в младенчестве я был бы хилым? Нет, спартанцы никогда не скидывали физически слабых младенцев в ущелье. Ученый Афинского университета Теодорос Пициос давно опроверг этот миф. В районе ущелья археологи проводили археологические раскопки. Результаты позволили очистить древних спартанцев от страшных обвинений. После пятилетних анализов человеческих останков ущелья, ученые обнаружили, что среди умерших только юноши и взрослые мужчины от 18 до 35 лет. На этом месте казнили пленных и преступников.

Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов (рабов-земледельцев), каких захватывали на дорогах.
Плутарх

С суровыми испытаниями Спарты вы столкнетесь сразу после рождения — ваша люлечная будет жутко неудобная. Как только исполнится семь лет, вас пошлют в лагерь и назначат в агелу — «стаю». Установка спартанского воспитания — это не сделать могучего бойца, а привить чувство коллективизма. До конца жизни придется находиться в коллективе минимум из пятнадцати человек. Когда исполнится двенадцать, вы получите первый подарок от государства — плащ, ваша единственная одежда — до двенадцати лет дети ходят голые. Но несмотря на это, заниматься спортом и ратным делом в лагере всё равно придется нагим. Кровать нужно сделать самим из речного тростника, который придется рвать голыми руками. Если вы достаточно смышлены, то воспользуетесь крапивой, чтобы она обжигала и согревала во сне. Каждый день вас ждут интенсивные физические упражнения, уроки владения мечом, копьем, щитом. Образование минимальное — читать и писать, но никаких наук, искусства и ремесел.

Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы.
Плутарх

Еда? Забудьте. Приучение к постоянному чувству голода начинается с раннего детства. Конечно, без еды не оставят, но это будет скудная пища. Нужно своими силами бороться с лишениями и стать неустрашимыми и плутоватыми, чтобы найти себе пропитание — воровством, разбоем, а то и убийством. Это отнюдь не преступление, такой педагогический метод приветствовался в спартанском обществе. Однако если вас поймают, без пощады побьют плетью как никудышного вора.

Из досуга есть только Криптия, опишем её цитатой:

Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов.
Плутарх

Если вы повзрослели, закончили военный детский лагерь и остались в живых, то половина пути уже позади. Вы стали гражданином Лаконии, но настоящим спартанцем — еще нет. Военные походы — единственный способ отдохнуть от нескончаемых тренировок.

На всей земле для одних лишь спартанцев война оказывалась отдыхом от подготовки к ней.
Плутарх

Выбора у вас нет, другие профессии в Спарте запрещены — это ведет к социальному неравенству и материальному расслоению, что противоречит монолитному принципу Спарты — целостность коллектива. Хозяйством, торговлей и вообще всем, кроме войны, промышляли илоты, порабощенные жители области Мессения. В отличие от классического античного рабства, илот имел землю, скот и семью, вел самостоятельное хозяйство, но отдавал спартанской общине определенную часть. Но продать землю или дом нельзя — всё под властью государства.

Каждому гражданину полагалось поместье, которое по роскоши не отличается от других, ведь роскоши вообще нет.

Прежде всего он изъял из обращения все золотые и серебряные монеты, приказав употреблять одну железную. При малой стоимости она занимала столько места, что для сбережения дома десяти мин нужно было строить большую кладовую и перевозить их на телеге. Благодаря такой монете в Спарте исчезло много преступлений: кто решился бы воровать, брать взятку, отнимать деньги другого или грабить, если нельзя было даже спрятать свою добычу?! Затем Ликург изгнал из Спарты все бесполезные, лишние ремесла. Впрочем, если бы даже он не изгонял их, большая часть из них все равно исчезла бы сама собой вместе с введением новой монеты. Ведь железные деньги не имели хождения в других греческих государствах; за них ничего не давали и смеялись над ними, вследствие чего на них нельзя было купить ни заграничных товаров, ни предметов роскоши. По той же причине чужеземные корабли не заходили в спартанские гавани. В Спарту не являлись ни ораторы, ни содержатели гетер, ни мастера золотых и серебряных дел — там не было денег. Таким образом, роскошь исчезла сама собой. Ремесленники, делавшие прежде предметы роскоши, должны были с тех пор употреблять свой талант на изготовление предметов первой необходимости.
Плутарх

Еще одной отличительной чертой спартанского устройства был общепит. У вас нет права питаться дома, лишь в «обеденных клубах», «сисситиях». Принцип прост — вы приносите еду в общий сбор, потом съедаете за общим столом. Общественные столовые отлично уравнивали граждан. Здесь жизнь человека зависит от мнения окружающих — все взыскательно надзирали друг за другом.

Уравниловка Спарты привела к состоянию постоянного упадка. Даже имущество было отчасти общее: можно залезть в соседний амбар или дом и взять, что угодно, только если это не было необходимо для жизни хозяев дома.

Образ жизни спартанских женщин расценивалось в прочей Греции как что-то аномальное. Греческие полисы были абсолютно обществами мужчин. Аристотель описывал женщин как морально, интеллектуально и физически неполноценных по сравнению с мужчинами. Греки мнили спартанок безнравственными и неуправляемыми, даже смеющими командовать мужьями. Если во всей Греции семья являлась ячейкой общества, то законы Спарты старались во всем снизить значимость семьи. Спартанская идеология коллективизма затрагивала и женщин, а следовательно, женщина считалось полноценной личностью. Этого и не могла осознать остальная Греция.

Молодые спартанки не сидели под замком в ожидании замужества. Как и мальчиков, их разделяли на отряды, они проходили спортивную подготовку, тренировались в олимпийских видах спорта. Остроту тренировкам прибавляло то, что молодые люди обоего пола соревновались на глазах друг у друга обнаженные. На праздниках нагие юноши и девушки танцевали, устраивали торжественные состязания. Древние греки считали наготу одним из своих отличий от варваров. Тем не менее во всей Греции это касалось мужчин, а не женщин. Греческие женщины ходили с головы до ног робко укутанные в аморфные одежды. В манере спартанок открыто оголяться многие в Греции упрямо видели одно беспутство. Кроме того, спартанским женщинам внушался добропорядочный образ мыслей, понимание, что и они могут приобщиться к отваге и почету.

Благодаря воспитанию спартанки были храбрыми и смелыми на язык, что ощущали на себе супруги. Спартанки вольно оглашали свое мнение и вели себя независимо. И если греки смотрели на подобное с изумлением, то спартанцы считали естественным, что женщины включались в жизнь государства.

И, наконец, чтобы стать истинным спартанцем, нужно умереть героем. После известной баталии при Фермопилах погибли прославленные 300 спартанцев. В живых осталось два спартанских воина: первого послали как гонца, а второй к началу битвы заболел и не смог сражаться. Но спартанец, который оставил поле боя и сбежал, не мог быть прощен, он становился изгоем. Первый выживший повесился от позора, второй нашел смерть через год в другой войне. Однако спартанцы считали, что никакие подвиги или героическая смерть не могут смыть позорное клеймо труса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Дмитрий Коношонкин
Дмитрий Коношонкин
Главный редактор. А ещё веду телеграм-канал (@sibzod) о сибирской архитектуре и краеведении.