20.06.2019

Интерпретация жизненной одиссеи героев Древнего Мира

Интерпретационная схема, представленная нами в этой в этой статье, будет строиться на смене знатного и незнатного положения у героев. Все рассматриваемые нами сказания в целом можно поделить на три группы. К первой относятся те герои, которые родились в знатной семье и очутились после рождения в силу определённых причин в незнатной семье. Ко второй группе относятся те, кто начал свой жизненный путь в семье незнатного происхождения, но волею судеб был усыновлён знатной семьёй. К третьей же группе сказаний принадлежат те, в которых герой рождается в знатной семье, но, опять-таки, в силу определённого стечения обстоятельств, попадает в чужую знатную семью и там воспитывается. Вся эта чудесная одиссея, которую герои совершают по воле богов, непременно имеет в своём составе один элемент, который роднит все эти три типа сказаний. Этим самым элементом выступает пастух, либо же его субститут, т.е. представитель схожей профессии, например рыбак, садовник, водонос. Этот пастух, рыбак, водонос и т.д. всегда выполняет одну и ту же функцию – он проводник. Он возникает тогда, когда необходима смена социального статуса. Правда, место его появления в схеме не всегда одинаково, и это мы сейчас сможем пронаблюдать, рассмотрев три различных сказания, которые можно отнести к этим трём группам.

Сказание, которое мы выбрали в качестве примера к первой группе мифов, где герой из знатной семьи попадает в незнатную, повествует о Кире Великом – основателе персидской державы, жившем в VI в. до н.э. История его начинается с того, что дед нашего героя, правитель Мидийского Царства Астиаг, во сне увидел, что из лона его дочери вышло столько воды, что затопило всю Азию. Он поделился содержанием своего сна с толкователями сновидений, которые поведали ему, что его внук покорит всю Азию. Астиаг этого испугался и отдал свою дочь в жёны персу, который занимал положение ниже среднего мидийца. После этого Астиаг увидел ещё один сон. Ему приснилось, что из лона его дочери выросла виноградная лоза, которая своей тенью закрыла всю Азию. Пересказав это сновидение своим толкователям, он получил то же самое предостережение относительно своего внука. После этого он послал за своей дочерью, которая к тому моменту была беременна, чтобы наблюдать за ней, а после рождения ребёнка убить его. Когда ребёнок родился, царь отдал его своему слуге, который должен был избавиться от ребёнка, оставив того в корзине на пустынной горе. Тот же, в свою очередь, перепоручил это дело царскому пастуху Митридату, который сжалился над ребёнком и вместо новорождённого Кира оставил там своего мертворождённого сына. Однажды Кир, играя с другими детьми в “царя”, был избран правителем, после чего раздал всем указания. Один мальчик, отпрыск знатного мидийца, отказался выполнять приказы “сына пастуха”, поэтому Кир приказал остальным схватить его и выстегать. Мальчик сильно рассердился и поведал о случившемся отцу, а тот пожаловался Астиагу. Когда настало время разбирательства, Кира привели к Астиагу, и тот узнал в нём своего внука. Прорицатели сказали, что пророчество исполнилось, когда Кир стал царём в игре, и поэтому Астиагу нечего больше опасаться внука. Услышав это, тот вернул Кира своей дочери и её мужу. Схема, которая вырисовывается исходя из сюжета сказания, выглядит следующим образом:

  1. Рождение в знатной семье.
  2. Попадание в незнатную семью через пастуха.
  3. Возвращение в знатную семью.

Оставив изложение смысла этих операций напоследок, переходим ко второму типу сказаний, где сюжет начинается с рождения героя в незнатной семье с последующим попаданием в знатную. Эта группа представлена сказанием о Моисее. Моисей появился на свет в семье служанки дочери фараона, которая была еврейского происхождения. Опасаясь за жизнь своего ребёнка из-за гонений фараона на еврейский народ, она положила дитя в корзину, а её оставила в камышах. Там корзину нашла дочь фараона и, пожалев младенца, решила оставить его и воспитать как собственного ребёнка. Так Моисей очутился в знатной семье. Когда он подрос и узнал своё истинное происхождение, он не смог смириться с угнетением еврейских рабов и убил египетского надсмотрщика. После этого Моисей бежал и, попав на землю священника Мадиамского, защитил его дочерей, которые пасли стада своего отца. Тот в благодарность приютил Моисея, дозволив жениться на одной из своих дочерей. После этого Моисей начал пасти стада овец своего тестя, вернувшись к своему незнатному положению. Схема жизненных путешествий Моисея выглядит следующим образом:

  1. Рождение в незнатной семье.
  2. Попадание в знатную семью.
  3. Возвращение в незнатную семью через пастуха.

Особое внимание в этом случае следует обратить на момент появления в сюжете пастуха, который возникает в конце сказания при возвращении героя к своему первоначальному положению. Подробнее об этом будет сказано в конце работы, однако сам этот факт, этот повествовательный ход весьма необычен.

Последняя группа сказаний, выделенных нами, будет представлена в нашей работе мифологическим сюжетом, повествующим о Телефе. Телеф – это сын Геракла и афинской жрицы Авги, которые, в свою очередь, были царского происхождения. Он был зачат в храме Афины, после чего в город Тегея пришёл мор и голод. Тогда тегейский царь Алей, отец Авги, вопросил у пифии – прорицательницы, вещавшей от имени Аполлона, в чём же причина невзгод, постигших город. Та ответила, что в храме Афины было совершено преступление. Тогда Алей пришёл в храм и увидел, что его дочь беременна. Оказалось, что, когда Геракл гостил в Тегее, он, будучи пьяным, овладел девственницей-жрицей. Тегейский царь не посмел убить свою дочь, но изгнал её из города. Та в конечном итоге очутилась у мисийского царя Тевфранта, который взял её в жёны. Телеф же был рождён и оставлен ею на горе Парфения, где его нашли пастухи царя Корифа, который и взял мальчика к себе во дворец, где воспитывал как родного сына. Когда он подрос, он узнал, что был подкидышем. Тогда он отправился к пифии, чтобы узнать, где его настоящие родители. Та поведала ему, где искать его мать, и он отправился в Мисию, где нашёл Авгу, к тому моменту уже бывшую женою Тевфранта. От неё он узнал, что она его мать, а отец ему – Геракл. Легко поверил в это Телеф, ибо ещё не одна женщина не рожала Гераклу сына, так похожего на отца. После этого воссоединения Тевфрант отдал свою дочь в жёны Телефу, сделав его наследником престола. Таковы жизненные скитания Телефа, которые можно представить следующей схемой:

  1. Рождение в знатной семье.
  2. Попадание через пастуха в чужую знатную семью.
  3. Возвращение в родную семью.

Итак, нами были разобраны повествования о героях, каждое из которых функционирует по определённой схеме. Теперь же необходимо определиться со смысловой составляющей, которой, как нам видится, наделяли авторы сказаний данные сюжеты. Прежде всего, разберёмся с пастухом и его ролью. Предполагается, что пастух, либо же представитель другой схожей профессии, выполняет роль спасателя для нашего героя, служит тем элементом, который меняет его судьбу, сохраняет ему жизнь. Так, к примеру, пастух в сюжете с Парисом, который относится к первой группе сказаний, подобрал его после того, как тот был оставлен умирать на горе Ида. В сказании о Моисее, где пастух появляется в конце повествования, когда герою как-никогда нужна помощь. Когда старый мир, в котором он вырос, отверг его, вынуждая спасать свою жизнь, он находит приют и спасения у пастухов. В этом ли не главная роль пастухов? Они – пастыри, посланные богами, предназначенные героям, чтобы вести их по жизни, направляющие их в трудных моментах, являющиеся их спасением. Пастух ведёт героя, как ведёт свои стада. То же касается и садовника, который следит за своим садом, рыбака, который вылавливает своих рыб, водоноса, который искусно управляется с водой. Относительно же смысловой подоплёки всей жизненной одиссеи наших героев, то за ней, как нам представляется, сокрыта идея богоизбранности этих персонажей, которые, не смотря на различные преграды, достигли вершины, став правителями, вождями народов, безусловно, не без помощи всё тех же богов, ниспославших нашим героям спасательный круг в виде пастуха и ему подобных.

Грейвс, Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко ; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. — М. : Прогресс, 1992. — 620 с.

Кун, Н.А. Мифы и легенды Древней Греции / Н.А. Кун. М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2005. – 479 с.

Ранк, О. Миф о рождении героя / О. Ранк. – М. : Рефл-бук, Ваклер, 1997.– 252 с.

Книга Исход // Русская Православная Церковь [Электронный Ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/bible/ex/2.htm – Дата доступа: 29.03.2016.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Роман Чуравский
Роман Чуравский