Возможно ли победить коррупцию? «Сингапурское чудо»

Сингапур – небольшое островное государство с численностью населения около 5 млн. человек. В 1959 году Сингапур был самоуправляемым государством в составе Британской империи, а в 1965 году получил полную независимость. Сейчас страна находится в ряду с такими коррупционно чистыми государствами как Дания, Финляндия, Швеция, Нидерланды и Канада. В Азии же Сингапур — наименее коррумпированная страна. Этому способствовала эффективная политика властей по борьбе с коррупционной деятельностью. Правительство осознавало опасность коррупции в двух аспектах: политическом и экономическом. Политически коррупция опасна для нормального функционирования демократических институтов, поскольку приводит к дисбалансу ветвей власти. Экономическая коррупция снижает эффективность рыночного механизма и регулирующей политики государства.

Причины коррупции в колонии Сингапур

В конце 19 века в Сингапуре был зарегистрирован высокий уровень коррупции, особенно в правоохранительных органах. В 1871 году коррупцию объявили вне закона, однако никаких значительных мер по борьбе не предприняли. В годы японской оккупации госслужащие также брали взятки, поскольку война ударила также и по их доходам. В послевоенные годы ситуация только ухудшилась: коррупция стала как нормальным явлением в повседневной жизни. Только так люди могли выживать в условиях низкой оплаты труда и огромной инфляции.

Исследователи выделяют три причины коррупции в колониальном Сингапуре:

  1. низкие заработные платы чиновников и полиции;
  2. обилием правил и доступом к товарам и услугам госслужащие пользовались для вымогательства у тех, кто не имел такого доступа;
  3. низкий риск обнаружения фактов коррупции и наказания. Коррупция считалась социально приемлемой, а всё попытки её пресечь были неэффективными.

По-настоящему решением проблемы коррупции занялся Ли Куан Ю – премьер-министр Сингапура в 1959 – 1990 годах. Он стал отцом сингапурской государственности и автором «сингапурского чуда». Когда в 1959 году к власти пришла партия Ли Куан Ю, он заявил, что власть не должна представляться как некий источник личного обогащения, она является свидетельством оказанного народом доверия. Все общества, которые претендуют на длительное существование, должны придерживаться принципов честности, иначе общество не сможет выжить. Ли Куан Ю отмечал, что существует лёгкий способ остановить коррупцию – минимизировать возможности для чиновников действовать по своему усмотрению.

Ли Куан Ю

Сингапуру понадобилась жёсткая антикоррупционная политика, потому что государство пыталось извлечь максимальную выгоду из иностранных инвестиций, для чего было необходимо исключить всякие возможности ненадлежащего использования инвестиционных средств.

В 1952 году ещё британскими властями было создано Бюро по расследованию случаев коррупции. Оно обладало политической и функциональной самостоятельностью. Однако первое время Бюро было неэффективным, до появления в 1960 году Акта о предотвращении коррупции, принятым партией Ли Куан Ю. Этот документ дал чёткое определение всех видов коррупции. «Благодарности» и «подарки» также были в списке. Также Акт регламентировал работу Бюро и наделил его значительными полномочиями: задерживать потенциальных взяточников, проводить обыск в домах и на рабочем месте, проверять банковские счета фигуранта дела и его семьи. Бюро расследует любые жалобы о коррупционной деятельности, а также случаи халатности, небрежности, проверяет деятельность госслужащих для минимизации возможности коррупционных действий. Были увеличены тюремные сроки за взятки. Ещё одна функция Бюро – изучение методов работы потенциально подверженных коррупции государственных органов. Отсюда, замечая пробелы в антикоррупционной деятельности, Бюро может рекомендовать поправки к законам.

Бюром руководит директор, который подчиняется премьер-министру. Так, никакой другой министр или чиновник не может повлиять на решения Бюро.

Антикоррупционная стратегия Сингапура

В 1960 году лидеры Партии Народного действия дали старт антикоррупционной стратегии, приняв Акт о противодействии коррупции. Далее были предприняты два значительных шага:

Уменьшена возможность для коррупции. Поскольку в этот период Сингапур был бедной страной с низким ВНП, правительство не могло себе позволить повышение заработной платы для чиновников, поэтому оно сконцентрировалось на усилении антикоррупционного законодательства. Штраф за коррупцию был повышен до 10 тысяч сингапурских долларов, а срок заключения до 5 лет. В конце 80-х штраф возрос до 100 тысяч, к этому штрафу плюсовался также штраф, равный полученной взятке.

За время существования Бюро по противодействию коррупции его состав увеличился в 10 раз. Для поддержания эффективности Бюро в Акт периодически вносились поправки. В 1963 году появилась поправка, обязывающая свидетелей давать показания только сотрудникам Бюро, вследствие чего эффективность расследований возросла. В 1966 г. внесена поправка, согласно которой человек признавался виновным в коррупционной деятельности даже если по факту взятка не была получена. Таким образом, наказание назначается даже за намерение её получить.

В 1989 году приняли поправку о конфискации собственности, полученной в результате коррупционных действий в пользу государства.

К суду привлекались чиновники различных рангов. Например, в 1986 году министр национального развития Те Ченг Ван обвинялся в коррупционной деятельности по иску, выдвинутым строительным подрядчиком. По итогу расследования, министр был обвинён в получении взяток в размере 1 млн сингапурских долларов. После 16-часового допроса в Бюро Те Ченг Ван покончил жизнь самоубийством.

Уменьшены стимулы к коррупции. В 1980-х  в стране высокий экономический рост, зарплаты чиновников были увеличены, улучшены условия труда. Заработная плата госслужащих была несколько больше, чем оплата коммерческих должностей. Этот шаг также позволял предотвратить «утечку мозгов» из госсектора в частный и заграницу.

В 1994 году парламенту представили «Официальную позицию по конкурентоспособным зарплатам для честного и компетентного правительства». Суть проекта в искусственном поддержании зарплаты министров и высокооплачиваемых госслужащих на уровне средних зарплат наиболее оплачиваемых профессий: бухгалтеров, юристов, сотрудников банков, инженеров, частных производителей и менеджеров транснациональных корпораций. Также предлагалось установить критерии зарплаты министров и чиновников, премии и ежегодно индексировать зарплаты сотрудникам госслужб.

В итоге, сингапурские госслужащие, имеющие высокую квалификацию и занимающие значимые посты стали получать заработную плату в большем размере, чем почти все их коллеги в мире.

Основные принципы сингапурской антикоррупционной политики

  • Законодательные меры предпринимаются к обеим сторонам: как к тем, кто получает взятку, так и к тем, кто её даёт;
  • Чётко проведена граница между государственными обязанностями и личными интересами. Сам Ли Куан Ю отмечал, что конфуцианская обязанность, заключающаяся в помощи семье, родственникам и друзьям, должна выполняться с привлечением собственных, а не государственных средств;
  • Понимание главенства закона. В этой ситуации сотрудничество Бюро и суда определяет меры наказания. Общественность же должна быть уверена, что все расследования происходят законно;
  • Существование чётких механизмов принятия решений. Это позволяет общественности быть осведомлённой о том, что невозможно влиять на властные решения путём взяток, а, следовательно, в них нет необходимости;
  • Лидеры должны подавать личные примеры неподкупности. Неподкупность – ключевой критерий любого хорошего политического лидера. Чиновников сколько-нибудь запятнавших свою репутацию, необходимо увольнять с занимаемых постов;
  • Гарантия возможности занять высокий государственный пост благодаря собственным заслугам, а не родственным связям;
  • Достойная оплата для госслужащих;
  • Эффективный, преданный орган по борьбе с коррупцией, а также защита информаторов от возможного преследования;
  • Минимизация бюрократизации;
  • Принятие законов, направленных на выявление источников доходов чиновников. Если последние не могут объяснить, откуда у них дополнительные финансовые средства, значит, в данном случае, речь, скорее всего, идёт о коррупции;

Основы антикоррупционного законодательства Сингапура

В современном антикоррупционном законодательстве Сингапура закреплены пределы ответственности госслужащих. Так, чиновникам запрещается принимать любые подарки в качестве платы/благодарности за услугу или за уклонение от действий, намеренно допускать ошибки в официальной документации, давать лживые заявления, принимать приглашения на совместные увеселительные мероприятия от лица, с которым чиновник находится в официальных отношениях, а также вкладываться в бизнес, заниматься коммерческой деятельностью без утверждения властей, позволять личным интересам превысить служебный долг, наносить вред правительству и др.

Опыт Сингапура показывает, что для победы над коррупцией требуется взаимоподдержка и взаимопомощь власти и народа, а также политическая воля и готовность бороться не словами, а действиями.

Литература:

  • Шурыгин Ф. Ф. Антикоррупционная политика Республики Сингапур // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 681-691.
  • Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый.
  • Quah, J. S.T. Combating Corruption in Singapore: What Can Be Learned? Journal of Contingencies and Crisis Management, Vol. 9. №1. Pр. 29–35

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.