Демоны зороастризма

Яркая черта зороастризма – дуализм. Зороастрийцы признают, что в мире существует два начала: доброе и злое. Их борьба – суть существования мира. В некотором смысле, борьба двух начал присутствует и авраамических религиях. Она отличается от зороастрийской. Ахура-Мазда – верховный ахур, создатель мира. Но в отличие от Бога авраамических религий, он не всемогущ и не может в любой момент уничтожить всё зло на земле, так как и добро, и зло имеют отношение к акту сотворения мира и появились одновременно. Единственное, что может делать Ахура-Мазда – это постоянно бороться со злом при помощи войска ахур и пополнять ряды правоверными, не допуская тем самым увеличения войска своего брата Ахримана.

Злые духи, в зороастризме – дэвы, подчиняются Ангра-Манью [Ахриману]. У него есть войско, которое является зеркальным отражением войска Ахура-Мазды. В поздние периоды зороастризма выработалась система, в которой каждому божеству, ахуре, противоречит определённый дэв. Духу «благой мысли» Воху-Мана противопоставляется «Злая Мысль» Ака-Мана. Часто этот дэв связан с самим Ахриманом. Арте, «правде», противопоставлена Друг «ложь». Мир Ахримана обычно ассоциируется с миром, погрязшем во лжи. В этом мире обитают друджванты, то есть «неверные», «иноверцы», тогда как в мире Ахура-Мазды обитают ашаваны, «правоверные».

Ахриман

Понятие Друдж [Друг] может персонифицироваться в виде женского существа, которое оплодотворяется грешниками, когда те совершают грех, после чего порождает вредные исчадия. Также этот термин употребляется нарицательно относительно дэвов женского пола. Например, Насу – олицетворение смерти, в виде мухи прилетает с севера. Может вселиться как в труп правоверного существа, так и в живого человека. Этому может воспрепятствовать только молитва и правильно совершенный обряд погребения.

Некоторые из дэвов – древние божества, проклятые Заратуштрой. Среди них Индра, предводитель дэвов и Нахатья. Об этом сообщается в Младшей Авесте: «Заратуштра загнал под землю всех дэвов, которые ранее ходили по земле в человеческом облике». Но дэвы также обитают и в горах, и в пещерах, но больше всего их на севере – там обитают кочевники – почитатели дэвов.

Большая часть представлений о дэвах оформилась довольно поздно, когда зороастрийцы начали олицетворять беды, несчастия, пороки, противопоставляя их добрым богам. Некоторые из них: Аракса – «зависть», Заурва – «старость», Варэна – «похоть», Ази – «жадность», Спазга – «клевета», Апаоша – «засуха», Зэмака – «зима».

По одной из версий происхождения древних иранцев, они пришли с севера, поэтому злом представлялась зима и север, а не жара. Холод – это бич Ахримана, который портит жизнь лучшей страны, Арианам-Вайджа [Ирану], созданной Ахура-Маздой.

Дэв Буити, как полагают некоторые исследователи, — это Будда, который стал дэвом, так как является божеством иноверцев. Асто-видоту – дэв, который разрушает тело мёртвого человека, Визарша – влечёт душу в царство Ахримана. Бушьяста, дэва женского пола с эпитетом «долгорукая», по утрам, когда поют петухи, обнимает человека длинными рукам. Он впадает в сон и не может челать что-либо полезное. Айшма противопоставляется Сраоши и является дэвом распущенности и гнева. По мнению В. И. Абаева, первоначально Айшма был олицетворением набегов кочевников на стада и поселения оседлых.

К дэвам относятся и низшие существа. Йату – колдуны и пари [пэри] – женские существа, которые вредят воде, земле, огню, скоту и растениям, нарушают порядок на небе.

К войску Ахримана присоединяются и люди: кавии, карапаны – князья и жрецы – иноверцы, ашэмауги – злоучители, сатары – злые властители. Сюда же относятся змеи, жабы и насекомые.

Зачем добру и злу войско

Зороастризм считает пространство и время бесконечными. Пространство делится на 2 части: бесконечный свет и бесконечная тьма. В бесконечном времени Ахура-Мазда создал конечный замкнутый промежуток времени, 12 тысяч лет, и разделил его на четыре равные части. В первый период Ахура-Мазда творит мир в идеальном виде. Не вещи, а идеи вещей. Когда проходит 3 тысячи лет появляется Ахриман. Ему не нравится свет, и он объявляет Ахура-Мазде войну. Следующие 3 тысячи лет оба духа накапливают силы, создают свои творения. Ахура-Мазда даёт идеям тела и создаёт мир.

После того, как Ахриман создает армию дэвов, он пробивает небесную сферу, вторгается в мир и начинает контртворение во всех доступных областях. Ахриман создаёт вредных животных, загрязняет воду, отравляет растения, доводит до смерти первого, созданного Ахура-Маздой, быка и первого человека — Гайа Мартан. Но от быка и человека остаётся семя. Из первого рождаются животные, из второго — мужчина Машйа и женщина Машйои, от которых и пошёл род человеческий.

Ахриман создает космические тела: кометы и метеоры, которые движутся беспорядочно и нарушают порядок космоса.

Следующие 3 тысячи лет – период борьбы Добра и Зла, который длится до прихода Заратуштры. После прихода миру остаётся существовать ещё 3 тысячи лет. За это время, раз в тысячу лет должны появиться три спасителя: Ухшйат-эрэта, Ухшйат-нэмах и Саошьянт. Всё они – сыновья Заратуштры, который в своё время оставил семя в озере Кансва. Там в нужный срок искупаются девы и станут матерями. Когда придёт третий спаситель, настанет решающий момент в судьбе мира. Ахриман собирает все силы, Саошьянт воскресит всех мёртвых правоверных. В этой последней схватке Зло должно потерпеть окончательное поражение. Мир очистится потоками расплавленного металла, всё что останется после этого, обретёт вечную жизнь. Это обновление мира, которое завершает 12-тысячелетний период.

Список источников и литературы:

  1. Авеста. Под ред. В.А. Соколовой и И.А. Смирновой. М., 2013.
  2. Фирдоуси. Шахнаме. М., 1957.
  3. Авеста в русских переводах (1861 – 1996). Сост. И.В. Рак. СПб., 1997. Предисловие Соколова С.Н.
  4. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1987.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.