Дочери Кира Великого

Статья посвящена биографиям выдающихся представительниц династии Ахеменидов. Их жизнь тесно переплелась с падениями и взлётами Персидской державы. Одна из них, Атосса, известна как влиятельная супруга трёх сменивших друг друга властителей и мать четвёртого. Другая, Артистона, прославилась исключительной красотой и активным участием в управлении делами царского двора.

Атосса

Дословно имя переводится как «Одарённая Добром», на древнеперсидском Хутауса, на авестийском Хутаоса, на эламском Удусана.

Атосса, старшая дочь основателя Персидской империи, появилась на свет около 550 г. до н.э. Данное ей имя, очевидно, было традиционным в роду Ахеменидов. Матерью царевны принято считать любимую жену Кира Кассандану. Первым супругом Атоссы стал Камбис II, её брат и наследник престола. Согласно Геродоту, до этого среди персов не практиковались браки с сёстрами, влюблённость же Камбиса в юную и прекрасную собой Атоссу привела к изменению законодательства. Однако то, что Геродот представляет кровосмесительную связь Камбиса с Атоссой преступной, не означает историческую точность подобной оценки. Не исключено, что женитьба Камбиса на Атоссе, равно как и на ещё одной сестре, Роксане, позднее погибшей в египетском походе, была продиктована лишь необходимостью сохранения власти. Камбис небезосновательно опасался перехода престола к брату, пользовавшемуся расположением знати и народа Бардии. Впоследствии по приказу царя тот был умерщвлён. Со смертью самого Камбиса, если следовать официальной версии персидской историографии, державой и жёнами царя завладел самозванец Гаумата, выдающий себя за чудом спасшегося при покушении на свою жизнь Бардию и семь месяцев спустя свергнутый группой вступивших в заговор вельмож. На трон взошёл Дарий. Он принадлежал к побочной ветви династии. Путём вступления в брак с Атоссой, её младшей сестрой Артистоной и племянницей Пармис, дочерью настоящего Бардии, новый царь окончательно закрепил свои права на власть и узаконил право наследования за своими будущими потомками.

Атосса подарила Дарию дочь и четырёх сыновей, занявших впоследствии видные государственные посты. Ксеркс в 486 г. до н.э. унаследовал царский трон, Масист известен как командующий персидской армией во время военной кампании против греков. Он был убит в междоусобном конфликте около 478 г. до н.э. Ахемен в 485 г. до н.э. стал сатрапом Египта. Он командовал частью персидского флота во второй греко-персидской войне, в 459 г. до н.э. пал от рук восставших египтян. Гистасп получил в управление Бактрию, один из ключевых регионов Ахеменидской империи. Во время вторжения в Грецию он возглавлял контингент бактрийцев и согдийцев.

Атосса и Аристона. Авторский рисунок Марии Бажатарник

Атосса получила достойное образование, была хорошо информирована о культурной жизни своего времени и имела колоссальный авторитет при дворе. Более того, Геродот вменяет ей убеждение царственного супруга в необходимости начала войны с эллинами:

Атосса […] сказала возлежавшему с ней на ложе Дарию вот какие слова: “Царь! При всем твоем великом могуществе ты бездействуешь. Еще ни один народ ты не покорил персам и не преумножил персидской державы. Человеку молодому, как ты, властителю великих сокровищ, следует прославить себя великими подвигами, дабы персы знали, что над ними властвует муж. Это пойдет тебе вдвойне на пользу: персы будут знать, что во главе их стоит муж, и, занимаясь войной, они не будут иметь досуга, чтобы восставать против тебя. Теперь, пока ты еще молод, ты можешь совершить великий подвиг. Ведь с ростом тела растут и духовные силы, а когда тело начинает стареть, то с ним вместе дряхлеет и дух и уже неспособен к великим свершениямГеродот. История III. 134

Хотя данный эпизод всё же является преувеличением, он может послужить наглядной иллюстрацией силы влияния царицы.

О времени и обстоятельствах кончины Атоссы известно мало. По Геродоту, в её окружение входил греческий лекарь Демокед, завоевавший своими познаниями в медицине особое расположение царской четы. Ему приписывают излечение Атоссы от грудной болезни (раковой опухоли или мастита) путём хирургического вмешательства. Согласно античным историкам, она прожила долгую жизнь. Однако имя Атоссы не упоминается в архивах Персеполя, самые ранние таблички которых относятся к 515 г. до н.э., что даёт веские основания для пересмотра традиционной датировки смерти царицы. Списать на совпадение отсутствие упоминаний об Атоссе в документах, описывающих хозяйственную жизнь двора, не позволяют объёмы архивов. Таким образом, уверждение Геродота о том, что своим восхождением на престол Ксеркс обязан прямому влиянию матери, сомнительно; то же относится и к трагедии Эсхила «Персы», в которой Атосса предстаёт вдовой.

Артистона

Дословно имя переводится как «Опора Правды», на древнеперсидском и авестийском Артастуна, на эламском Ирташдуна.

Царевна Артистона, младшая единокровная сестра Атоссы, была взята Дарием в жёны невинной девушкой. Любовь царя к супруге, сообщает Геродот, была столь сильна, что тот приказал изваять её статую из чистого золота. У пары было как минимум трое детей – сыновья Арсам и Гобрий, военачальники в ходе греческой кампании, и дочь Артазостра, будущая спутница Мардония.

Сохранилось немного первичных документов, описывающих жизнь «женщин дворца», как обобщённо названы представительницы царского дома в вавилонских текстах тех времён. По большей части мы опираемся на сообщения греческих историков, нередко враждебные, отражающие их собственные историографические взгляды и, как правило, сосредоточенные на описании конкретных бытовых аспектов.

Из вторичных источников складывается впечатление, будто знатные персиянки, включая женщин дворца, практически не покидали своих комнат. Подобная точка зрения далека от истинного устройства дел. Свет на положение женщин в Ахеменидской державе проливают так называемые таблички крепостной стены – государственный архив, содержащий ведомости и служебную переписку высокопоставленных персидских чиновников.

Прежде всего, статус женщин дворца определялся их отношением к царю царей. В табличках они главным образом обозначены как «мать царя», «жена царя» и «дочь царя», что перекликается с ассирийскими и вавилонскими обычаями. Так, Артазостра описывается как «жена Мардония, дочь царя» (элам. Mardunuya irtiri sunki pakri), без упоминания личного имени.

Хотя с высокой долей вероятности можно утверждать, что для женщин было отведено отдельное крыло внутри дворцового комплекса, никакие письменные или археологические свидетельства не позволяют предположить, что они жили в уединении гарема. Напротив, женщины царской семьи наслаждались экономической независимостью и были вправе путешествовать самостоятельно. Они имели прямой доступ к царю, делили с ним пищу и сопровождали в походах. Примечательно, что сохранились цилиндрические печати, где изображены сцены, напоминающие царскую аудиенцию (см., к примеру, рельефы северной и восточной лестниц ападаны), с участием женщин. Таким образом, женщины могли не только присутствовать на аудиенциях, но и проводить их. В противном случае подобные сцены не нашли бы художественного выражения.

Таблички крепостной стены прямо свидетельствуют о том, что представительницы прекрасного пола имели возможность участвовать в общественной жизни, занимать ответственные должности и получать равное мужчинам жалованье. Будучи одной из наиболее могущественных женщин царского дома, царица Артистона управляла обширными угодьями в Парсе. Она давала письменные инструкции по поводу административных вопросов и оплаты счетов, используя собственную печать для заверения платежей. Кроме того, и Артистона, и её старшая сестра нередко путешествовали между своими владениями.

Источники

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.