Как россияне уничтожают своё культурное наследие

Каждый раз, когда я вижу на скале “здесь был Вася”, во мне вскипает кровь.

Каменные наконечники копий, скребки и другие орудия первобытного человека защищены слоями почвы от обывателей. Керамика или ритуальные предметы с древними рисунками рано или поздно попадают в музей или частную коллекцию. Наскальные же изображения никак не защищены.

Что портят

Петроглифы — выбитые, выгравированные или нарисованные краской древние изображения на скалах и камнях. По всей России их огромное количество. Возраст изображений также разный: от Каповой пещеры, где рисункам от 10 до 17 тысяч лет, до родовых знаках хакасов 19 века. Галерея петроглифов на одной горе называется писаницей.

Рядом с посёлком Анаш, Красноярский край

Также подвержены вандализму изображения на оленных камнях, каменных изваяниях и стелах.

Кто вандалит

Солнечная радиация, дожди и ветер. Климат большей части России характерен перепадами температур. В трещины скал попадает снег или дождевая вода, которая расширяется при замерзании на холоде. Так трещины расширяются веками.

Наружная часть скалы нагревается летом, поверхность скалы шелушится. Поверхность также заполняют грибы, мхи и лишайники. Но если их удалять, то поверхность быстрее разрушается и наполняется новыми растениями.

Экскременты животных меняют химический состав скал, а в помете птиц отлично заводится растительность. Крупные млекопитающие отдыхают у скал и трутся телами о них, разрушая рисунки.

Петроглифам и так достается из-за естественных причин, но настоящими вандалами являются:

Государство. Больше всего рисунков в Сибири древние люди оставили по берегам рек, на которых в советское время строили ГЭС. В итоге, тысячи шедевров на Енисее и Ангаре ушли под воду. Каменные изваяния и курганы Алтая, Хакасии и Тувы погибли под гусеницами тракторов.

Копия затопленных рисунков

Простые люди. Хорошие туристы, которые осознают ценность рисунков, тоже могут повредить им. Толпа посетителей вытаптывает траву, пыль оседает — биологический баланс нарушен. В Австралии эту проблему решили так: в разгар сезона около скал стелят резиновые коврики. Так трава не вытаптывается.

Понять, что движет плохими туристами, которые портят культурное наследие планеты, трудно. Вандал выбивает камнем или ножом своё имя поверх древнего шедевра. Рисунок уже не спасти. Есть мнение, что лучше не удалять такие надписи, а оставить как памятник человеческого бескультурья.

Ленкова гора, Красноярский край

Надписи краской наносятся проще, поэтому они обычно большие. Краску, к счастью, можно удалить. Но для этого нужно использовать специальные очищающие составы, которые разработали в ГосНИИ. Однако, скала уже подверглась химическому воздействию, а памятник не застрахован от нового вандализма.

Известен случай, когда местный житель утащил целую каменную плиту с древними рисунками с кургана около горы Тепсей.

Обыкновенный вид в Хакасии: коровы пасутся рядом с древними курганами

Крупные грузовики проезжают по дорогам недалеко от рисунков и передают вибрацию, которая медленно разрушает скалы. Заводы и машины загрязняют воздух, появляются кислотные дожди.

Но не нужно думать, что вандализм наскальных рисунков — современное явление. Вандалят всегда, везде и все. Часто жители одной археологической культуры перекрывали рисунки другой археологической культуры своими или переносили каменные плиты со старых курганов на свои новые. При заселении Сибири русские просто грабили древние курганы и оставляли надписи ещё дореформенным языком. На писанице на горе Кедровой я сам видел русский рисунок дуэли на шпагах 19 века рядом с древними изображениями оленей. Лозунгов «За Сталина» и дат 1950-х годов также хватает.

«Это мы»

Учёные и энтузиасты с благими целями. В 1963 под горой Оглахты на Енисее музейный сотрудник хотел спасти рисунки от затопления, взорвав часть скалы. Увы, хрупкая порода разлетелась на мелкие кусочки. От рисунков осталась лишь фотография, которую сделали на всякий случай перед взрывом.

Порой памятники страдают от учёных. Перед созданием копии нужно очистить поверхность щёткой. Жёсткая щётка или неквалифицированные руки могут повредить рисунок.

Кто защищает

В советское время археологические памятники или первобытные рисунки в лучшем случае просто ставились на учёт. Но до сих пор это всего лишь формальная процедура, которая никого ни к чему не обязывает. Охрана культурного наследия в России — это явление последних лет.

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия РФ» предусматривает уголовную и административную ответственность за порчу объектов. В нём говорится, что культурное наследие — достояние многонационального народа России и всего человечества. Закон замечательный, однако ни одного уголовного дела за порчу наскальных рисунков так и не было возбуждено. Зафиксировать порчу определенными гражданами нельзя.

Недавно в регионах стали появляться службы по государственной охране объектов культурного наследия. Такие службы ищут и выявляют культурные ценности, охраняют и контролируют их состояние. Это хорошо, что теперь есть отдельная структура для охраны культурного наследия, подчиняющаяся министерству культуры. Жаль, что это происходит поздно — в Красноярском крае такая появилась в 2015 году. Но лучше поздно, чем никогда.

Как защищают у нас и за рубежом

Древние рисунки полезны для науки, образования, культуры и туризма. Для учёных важно сохранить памятник, для турфирм — получить прибыль. Необходимо добиться баланса. Это может быть ландшафтный парк, музей-заповедник или исследовательский центр при университете.

«Томская писаница» — удачный проект музеефикации петроглифов, который начали в 1989 году. В 50 километрах от Кемерово находится музей-заповедник. Центральный экспонат — скала с 300 древними рисунками, которым от 3 до 5 тысяч лет. Рядом есть другие экспозиции, не связанные с петроглифами, кафе, автостоянка, сувенирный киоск, туалеты. Сотрудники каждый год проводят Пасху, Рождество и Масленицу.

Томская писаница

В Европе накопился большой опыт создания разных центров и открытых музеев. Там даже копируют целые пещеры. Но за опытом далеко ходить не надо. В прошлом году я посетил культурно-туристический центр Таохуацзянь около китайского города Ляньюньган.

На площади в 4,5 квадратных километра вокруг писаницы построен музей-заповедник. Он оснащен всем необходимым: туристическая тропинка, скамейки, беседки, медицинский пункт и охрана. Помимо петроглифов здесь есть даосский храм, статуя Гуаньинь, пагода, палеолитическая стоянка, водопады и галереи скульптур. При желании здесь можно провести весь выходной. Цена билета — 30 юаней, примерно 240 рублей.

Петроглифы в китайском центре с деревянной смотровой площадки, за которую нельзя заходить.

Что делать нам

Нельзя поставить охранника и видеокамеру к каждой скале, а российское общество в целом равнодушно к ценностям истории и культуры. Но это не значит, что нам не нужно исправляться. Поэтому сейчас надо:

  • Работать с детьми. Взрослых перевоспитать трудно. Поэтому нужно формировать бережное отношение к историческому наследию у детей и подростков. Уважение к памятникам тем глубже входит в сознание, чем раньше начинается его воспитание. Если вы работаете с детьми, особенно в художественной школе, организуйте мероприятие: поход в краевой музей или урок рисования древних изображений, рассказывая, как важно их сохранять.
  • Показать эту статью друзьям и близким.
  • И главное: не делайте так сами и следите за друзьями. Не пишите ничего на камнях и скалах, когда отдыхаете на природе. Лучше сфотографируйтесь в Инстаграм.
Лань надеется, что вы не будете её портить!

Литература

  • Шер Я.А. Первобытное искусство / Учебное пособие – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – 351 с.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.