Царица ночи

Царица ночи, или «барельеф Берни», — это высокий барельеф из обожженной глины. Его размеры: 49.5 см. в высоту, 37 см. в ширину, толщиной 4,8 см. На барельефе изображена голая крылатая женщина. Она стоит на спинах двух львов, а по бокам львов расположены две совы. Барельеф сделали на юге Месопотамии, скорее всего, в Вавилонии в период правления Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), так как барельеф по технике исполнения похож со стелой законов Хаммурапи.

Женщина — явно богиня, она носит рогатый головной убор и держит священные символы стержня с кольцом в поднятых руках. Мало того, что женщина с крыльями, её ноги — птичьи, с когтями. Кто она? Об этом до сих пор идут споры. Есть три версии: Инанна, Лилит и Эрешкигаль. Барельеф хранится в коллекции Британского музея, комната 56.

Реконструкция окраски барельефа

После изготовления барельеф покрасили: черным цветом — фон, женщину и сов в красный цвет, львов же — в белый цвет, их гривы — в черный. Стержни с кольцом, ожерелья и головной убор были золотого цвета. Оригинальная раскраска до сих пор заметна.

Для чего был изготовлен этот барельеф? Учёный Торкильд Якобсен считает, что барельеф был помещен в борделе и составлял часть святыни, так как в Месопотамии была распространена священная проституция. Доктор Коллон опровергает: «если бы это было так, то барельеф не был бы таким качественным и прочным и не сохранился бы». Более 3000 лет барельеф находился под завалами здания, но тем самым защищен от вандализма.

Личность

Личность Царицы ночи — интригующий вопрос. Образ обнаженной женщины был популярен в искусстве Древней Месопотамии. С начала второго тысячелетия мастерили немало статуэток с таким образом. Возможно, изображался собирательный образ богини-матери, которая помогала хорошим родам.

Инанна

Больше всего подходит Инанна, она же Иштар. Она была богиней плодородия, любви, секса и войны. Но есть несколько проблем в иконографии. Инанна связана со львами, но не совами. Также для Инанны не характерны птичьи ноги.

Но вот основные доводы за Инанну:

  • Львы — атрибут Инанны;
  • Горы под львами — это отсылка к дому богини, который был на «вершинах гор на востоке»;
  • Ожерелье — символ проституток в Месопотамии;
  • Совы и птичий облик указывают на воплощение богини-блудницы;

Ряд ученых опровергают:

  • Атрибутом Инанны был один лев, а не два;
  • Совы упоминались в рассказах о богине, но никогда не были частью иконографии;

Лилит

Лилит — скорее демон, нежели богиня. Совы — её атрибут, но изображали по-другому, нежели на барельефе. Лилит происходит из иудейской мифологии. Но есть соответствия в месопотамской мифологии — женщины-демоны «лилиту» соблазняли и убивали жителей Месопотамии. Демоны-мужчины «лилу» охотились на женщин, особенно на беременных и тех, кто только что родил.

Рафаэль Патай утверждал, что в поэме «Гильгамеш и ива» демон Лилит построила себе дом на берегу Евфрата. Затем он описывает наш барельеф:

Барельеф показывает, как Лилит представляли люди. Стройная, красивая, обнаженная, с крыльями. Стоит прямо на двух лежащих львах, которые отвернулись друг от друга. На голове носит шапку с двумя рогами. В руках держит кольцо и стержень. Это уже не демон, а богиня. Она укрощает диких зверей, а совы символизируют, что временем её правления была ночь.

Но нельзя утверждать, что изображена Лилит. Барельеф выполнен слишком качественно. Согласно еврейской традиции, первая женщина Лилит отказалась подчиниться сексуальным требованиям Адама, восстала против Бога и улетела прочь. «Лилиту» в Месопотамии не были так популярны, чтобы их изображали на мемориальной доске. Доктор Блэк отмечает, что «злые боги и демоны очень редко изображались в искусстве, возможно, потому что считалось, что их изображения могут представлять опасность для людей».

Эрешкигаль

Третий соперник, старшая сестра Инанны, Эрешкигаль, дословно «великая подземная госпожа». Опущенные крылья в Месопотамии намекали на связь с подземным миром, «страной без возврата».

Темное место голых и одетых мертвых с крыльями, как у птиц. Они бродят везде. Единственная еда — пыль. Чего бы они ни достигли при жизни, всех ждал один приговор — смерть, вынесенный Эрешкигаль.

Эрешкигаль хорошо описана в одном из гимнов, как обнаженная женщина, груди раскрыты, волосы кружились вокруг головы.

Как богиня, Эрешкигаль имеет право на рогатый головной убор и символ «стержня и кольца». Но объединение с образом смерти сделал её непопулярной.

Всё еще остается загадкой, кто же эта богиня.

Фотографии Osama S. M. Amin

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.