«Огнивные пришельцы»: образ русских в преданиях народов Сибири

Фольклор — богатый исторический источник по изучению культуры бесписьменных народов. В Сибири и на Дальнем востоке становление фольклора у коренных народов проходило на фоне контакта с русскими. Через выявленные исторические реалии из фольклора можно узнать об отношении людей к каким-либо этическим нормам или традициям.

В одном предании чукчей, которое записал Тан-Богораз и опубликовал в 1900 г., огниво, которое забыли первые люди, превращается в человека, и тогда ворон-творец говорит этому человеку: «…Будь же ты русским… Делай чай, табак, сахар, соль, посуду! Другие будут брать от тебя!». Известно, что чукчи относились ко всем своим соседям крайне высокомерно, однако в фольклоре собственно людьми названы лишь чукчи и русские, что говорит о том, что первые признавали русских достойными противниками. В тех же чукотских преданиях рисуется внешний облик русского: «одежда вся железная, усы как у моржей, глаза круглые железные, копья длиной по локтю и ведут себя драчливо — вызывают на бой».

Для другого народа, коряков, межэтнические контакты отразились более драматично. В корякских сказаниях русские изображены как безжалостные убийцы:

В Алюторку (поселок береговых коряков) пришли русские.

Пришли, сказали алюторцам:

– Дайте нам хорошую сеть.

И дана была сеть.

Что ж, снова настигли русские нымылан (коряков), чтобы убить.

И по кругу окружили сетью поселок.

И по всей сети повесили колокольчики.

И плохо было тем нымыланам.

<…>

И что ж, зазвенели колокольчики от шевеления травы.

И настигнуты были убегающие.

И напали русские.

И того вожака крепко связали, проткнули руки. 

Появление европейцев в новых местах способствовало появлению новых преданий и мифов. Например, появились предания о военных столкновениях с русскими, об их участии в войне с Японией и Октябрьской революции. 

В следующем отрывке из исторического предания показана Гражданская война, где острошапочники — красноармейцы, а лепешечношапочные — белогвардейцы:

Потом когда-то приехали… начали (приезжать) сюда белоголовые, ледяные глаза их называют.

Русские – ледяные глаза или белоголовые, ага.

Начали вот эту землю отбирать друг у друга.

И японцы, и американцы, и русские, и острошапочники, и лепешечношапочные – разные люди.

С другой стороны, в эвенкийских сказках (сборник 1952 г.) русские представлены иначе. Доброжелательные, несущие блага цивилизации, «нетаёжные люди» помогают эвенкам. В сказке «Дружба» эвенки одерживают верх над бандитами после того, как русские дали эвенкам ружья. Однако, в сказке «Манги» русские уравниваются к злым духам-соблазнителям манги

Образ русского — это сперва опасность. В якутском предании из цикла об Эллэе умирающий богатырь говорит: «Скоро вы очень пожалеете о моей смерти, когда придут люди с глубоко сидящими глазами и выдающимися носами…» Видную роль играет образ огнестрельного оружия. В другом якутском сказании пушка описывается как «зверь с очень страстной, огненной душой». Однако, у якутов же встречается другая оценка прихода русских — это прекращение междоусобиц и восстановление порядка.

Литература

  • Кузьминых В. И. Образ русского казака в фольклоре народов Северо-Восточной Сибири  / Статья
  • Голованева Т. А.,  Изображение русских в корякских исторических преданиях и автобиографических рассказах / Статья
  • Подмаскин В.В., Отражение этнокультурных контактов в фольклоре коренных малочисленных народов Дальнего Востока России XVII — XX вв / Статья

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.