04.06.2019

Царица ночи

Царица ночи – это высокий барельеф из обожженной глины. На нём изображена голая крылатая женщина. Она стоит на спинах двух львов, а по бокам сидят две совы. Барельеф был сделан на юге Месопотамии, скорее всего, в Вавилонии в период правления царя Хаммурапи примерно 3700 лет назад. Но кто она? Есть, как минимум, три версии.

Барельеф хранится в коллекции Британского музея, комната №56. Его размеры: 49,5 см в высоту, 37 см в ширину, толщина – 4,8 см.

Женщина – явно богиня. На ней рогатый головной убор. Она держит священные символы стержня с кольцом в поднятых руках. У неё есть крылья и птичьи ноги с когтями. 

Реконструкция

После изготовления барельеф покрасили: черным цветом – фон; женщину и сов в красный цвет, львов – в белый цвет, а их гривы в черный. Стержни с кольцом, ожерелья и головной убор были золотого цвета. Оригинальная раскраска до сих пор заметна по оставшимся следам.

Для чего был сделан этот барельеф? Учёный Торкильд Якобсен считает, что он размещался в борделе и составлял часть святыни, так как в Месопотамии была распространена священная проституция. Учёный Коллон опровергает: «если бы это было так, то барельеф не был бы таким качественным и прочным и не сохранился бы». Более 3000 лет барельеф лежал под завалами здания, но тем самым спасся от вандализма.

Личность Царицы ночи — интригующий вопрос. Образ обнаженной женщины был популярен в искусстве Древней Месопотамии. С начала 2-го тысячелетия вавилоняне мастерили немало статуэток с таким образом. Возможно, это собирательный образ богини-матери, которая помогала хорошим родам. Но у учёных есть три версии личности богини: Инанна, Лилит и Эрешкигаль.

Инанна

Больше всего подходит богиня Инанна, она же Иштар. Она была богиней плодородия, любви, секса и войны. Но есть несколько проблем с изображёнными животными. Инанна связана со львами, но не совами. Также для Инанны не характерны птичьи ноги.

Но вот основные доводы за Инанну:

– Львы — атрибут Инанны;
– Горы под львами — это отсылка к дому богини, который был на «вершинах гор на востоке»;
– Ожерелье — символ проституток в Месопотамии;
– Совы и птичий облик указывают на воплощение богини-блудницы.

Ряд ученых опровергают:

– Атрибутом Инанны был один лев, а не два;
– Совы упоминались в рассказах о богине, но никогда не были частью иконографии.

Лилит

Лилит – скорее, демон, нежели богиня. Совы – её атрибут, но их изображали по-другому, нежели на барельефе. Лилит происходит из иудейской мифологии. Но у неё есть соответствия в месопотамской мифологии. Это женщины-демоны «лилиту», которые соблазняли и убивали жителей Месопотамии. Был и мужской вариант. Демоны-мужчины «лилу» охотились на женщин, особенно на беременных.

Учёный Рафаэль Патай утверждал, что в поэме «Гильгамеш и ива» демон Лилит построила себе дом на берегу Евфрата. Затем он описывает наш барельеф:

Барельеф показывает, как люди представляли Лилит. Стройная, красивая, обнаженная, с крыльями. Стоит прямо на двух лежащих львах, которые отвернулись друг от друга. На голове носит шапку с двумя рогами. В руках держит кольцо и стержень. Это уже не демон, а богиня. Она укрощает диких зверей, а совы символизируют, что временем её правления была ночь.

Но нельзя утверждать, что изображена Лилит. Барельеф выполнен слишком качественно. Согласно еврейской традиции, первая женщина Лилит отказалась подчиниться сексуальным требованиям Адама, восстала против Бога и улетела прочь. 

«Лилиту» в Месопотамии не были так популярны, чтобы их изображали на мемориальной доске. Учёный Блэк отмечает, что «злые боги и демоны очень редко изображались в искусстве, возможно, потому что считалось, что их изображения могут представлять опасность для людей».

Эрешкигаль

Третий соперник, старшая сестра Инанны, богиня Эрешкигаль. Её имя дословно значит «великая подземная госпожа». Опущенные крылья в Месопотамии намекали на связь с подземным миром, «страной без возврата».

Темное место голых и одетых мертвых с крыльями, как у птиц. Они бродят везде. Единственная еда — пыль. Чего бы они ни достигли при жизни, всех ждал один приговор — смерть, вынесенный Эрешкигаль.

Эрешкигаль хорошо описана в одном из гимнов, как обнаженная женщина, у который раскрыты груди, а волосы кружились вокруг головы.

Как богиня, Эрешкигаль имеет право на рогатый головной убор и символ «стержня и кольца». Но объединение с образом смерти сделал её непопулярной.

Поэтому, для нас всё еще остается загадкой, кто же эта богиня на барельефе.

Поделиться:
Дмитрий Коношонкин
Дмитрий Коношонкин
Главный редактор. А ещё веду телеграм-канал (@sibzod) о сибирской архитектуре и краеведении.